В Дагестане взялись за воссоздание старинных обрядов. Как сообщает пресс-служба Республиканского Дома народного творчества Минкультуры РД, к реконструкции подключились все – от работников домов культуры до простых жителей.
Так, один из старинных свадебных обрядов воссоздали в Хунзахском районе в селе Тлайлух в доме народного поэта Дагестана Магомеда Абасилова.
Как отмечает начальник районного отдела культуры Джавгарат Кайтмазова, в обряде принимали участие артисты-любители, творческие коллективы центров традиционной культуры народов России района. Они постарались показать не просто обряд, а создать настоящее торжество.
«Так, местные жители Магомед Магомедов
и Сакинат Сулейманова решили сыграть свадьбу, соблюдая традиции своих предков. Невеста надела свадебное платье, в котором выходила замуж еще ее прабабушка. Платье как одна из главных семейных реликвий передается девушкам из поколения в поколение по материнской линии. Оно сшито из натурального бархата. Его надевают вместе с серебряными украшениями. Пояс с традиционным орнаментом был изготовлен гоцатлинскими мастерами специально для невесты», – подчеркнула она.
По ее словам, традиционный свадебный наряд у хунзахцев всегда был неброским – предпочтение отдавалось неярким, приглушенным тонам.
Истинная горянка в свадебном наряде должна быть скромной. Из ювелирных изделий – только серебро, без ярких драгоценных камней.
«Обряду издревле предшествовала большая предсвадебная подготовка: примерно за месяц до свадьбы молодых официально посвящали в “жениха” и “невесту”. И с того момента их называли только так, а не по именам. Заранее определялась гастрономическая команда для свадьбы, в состав которой входили взрослые опытные в кулинарии женщины. Они готовили традиционные блюда: хлеб из пшеничной и кукурузной муки, мясо, разные виды хинкала и т.д. Мужчины резали баранов, разделывали мясо. Еду готовили на кострах в больших казанах», – сообщает пресс-служба РДНТ.
Во время обряда сторона жениха с песнями и танцами пришла в дом невесты. Им предстояло угадать среди спрятанных под старинными шалями девушек, женщин, бабушек свою невесту. За каждую неудачную попытку сторона невесты определяла наказание в виде песни, денежного штрафа или танца.
Первый провал – и вот уже тетя жениха под аккомпанемент бубна исполняет национальную лирическую песню. Во второй раз другая тетя жениха, найдя под шалью кувшин, подарила стороне невесты дорогой платок. На третий раз под шалью оказалась женщина в годах. По желанию родственников невесты гости с песнями вышли в танцевальный круг. И только на четвертый раз стороне жениха улыбнулась удача и невеста была найдена.
Позже в комнату внесли сундук, набитый подарками и национальными платками.
Невесту покрыли семью платками – древний ритуал должен был уберечь ее от сглаза. После этого свадебная процессия вместе с невестой отправилась в дом жениха. Родственники, идущие за невестой, несли подносы с традиционными угощениями, а также приданое.
В составе праздничной процессии – барабанщики, пандуристы, зурначи. Женщины, аккомпанируя на бубнах, исполняют народные песни. Во дворе невесты, а потом и по дороге устраиваются танцы.
Свадебному «кортежу» преграждают путь и требуют традиционный выкуп. Из угощений – буза, хлеб, халва. По первому требованию – пение и танцы.
В это время жених находится в ожидании свадьбы. Он готовит свой традиционный свадебный наряд в окружении друзей, которые шутят, веселятся, помогают и подбадривают.
СОБ. ИНФ.