Беседки в дербентских магалах, разноцветные остановки и лежаки на пляже… На протяжении пятнадцати дней более тридцати молодых архитекторов из городов России проецировали и возводили арт-объекты на четырех площадках древнейшей цитадели мира – города Дербента.
Приглашенные фондом «ПЕРИ» Зиявудина Магомедова архитекторы были голодны до больших преобразований при наименьших затратах. Они, стоит отметить, никак не готовились к Урбанфесту и спроектировали произведения архитектурной мысли за недолгие пятнадцать дней… Что из этого вышло?
МАГАЛЬСКАЯ БЕСЕДКА
Магалы – очень живописные районы древнего города, проблемой которых является ограниченность площади. Дети здесь играют на узких улочках, деля пространство с автомобилями, а женщинам приходится встречаться «у ворот» или вообще дома. Именно поэтому архитекторы из Дагестана и центральной России начали свою работу с одного из магалов в районе древней Килис-мечети. Архитекторы спроектировали беседку, окрашенную в агрессивно-оранжевые цвета, дополнением которой стали качели для детей. По словам кураторов площадки – такая модель могла бы стать идеальным проектом для многочисленных магалов Дербента.
«В Дербенте очень любят чай, и есть огромное количество чайхан, но на родник за водой уже не ходит никто, поэтому магальским женщинам негде собираться и обсуждать последние новости магала. У нас возникла идея сделать детскую площадку с местом для взрослых. Тут можно и чай попить, и поговорить, и на качелях покататься. Чем не выход?» – считает преподаватель Московской архитектурной школы Филипп Якубчук.
ОСТАНОВКА «ТАБАСАРАН-СТАЙЛ»
Из магалов архитекторы переместились на угол улиц Гагарина и Мамедбекова. Здесь стараниями команды махачкалинского дизайнера Камиля Цунтаева был создан уголок табасаранской культуры, если быть точнее, – автобусная остановка, оформленная в цветах табасаранского ковра.
«Мы исследовали пространство этой улицы и заметили, что здесь стоит остановочный павильон, – рассказал куратор площадки корреспонденту «МИ». – Дело в том, что здесь, как нам показалось, находится самое красивое место в городе – открывается вид на древнюю цитадель, и рядом – одна из ее стен. Расспросив местных жителей, мы узнали, что им не хватает тени на этой остановке – летом здесь очень жарко. В результате мы получили табасаранский самак – такие висячие стропила, часть которых спасает от дождя, часть – от солнца».
Стоит отметить, что площадку эту посетил Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов, который находился в Дербенте с рабочим визитом.
МОРСКИЕ ПРЯМОУГОЛЬНИКИ
Третьим апогеем архитектурной мысли стала деревянная дорожка на безлюдном пляже Дербента. На тропу, окрашенную в белый цвет, словно бусинки, нанизаны три прямоугольные беседки – столик, лежак и гамак. По словам идейного вдохновителя архитектора Алисы Марковой из Петербурга, это место было создано специально для тех, кто любит тишину и покой, а вариантов продолжения морской дорожки – очень много.
«В Дербенте есть популярный и активный пляж, что находится у новой набережной, а есть пляж тихий – место для интровертов – людей, которые приходят любоваться морем и отдыхать от городской суеты. Специально для них был создан фрагмент длинного пути, который мог пройти через весь этот пляж. То есть это дорога из дерева, по которой тебе будет удобно шагать, при этом ты можешь в любой момент сойти на пляж. И мы надеемся, что кому-то в голову придет мысль о том, что этот несложный маршрут можно продолжить…», – уповает Маркова.
ТАИНСТВЕННЫЕ КУБИКИ НА ПЛОЩАДИ
Что может быть более странным, чем множество кубиков у подножия памятника Ленину на центральной площади города Дербента? Правильно – разноцветные кубики у подножия памятника Ленину на центральной площади города Дербента… Выяснилось, что команда специалиста из Москвы Михаила Микадзе хотела добавить «скучной» площади немного «интерактива и вовлеченности». Результатом пятнадцатидневной работы стал простейший конструктор, с помощью которого можно создать стол и стулья или, например… тахту. И самое интересное – в данном объекте заложен принцип «уносимости» кубиков. А учитывая, что люди в Дагестане по-разному смотрят на общественное пространство, можно уже начать бояться за сохранность таинственных геометрических форм…
«Личный интерес у небольшой части дагестанцев – на первом месте, и мы не считаем, что это плохо, это данность и ей отчасти стоит поучиться. Мы совсем не боимся, что эти объекты окажутся у кого-то дома. Я говорю на полном серьезе, мы изначально думали, что объект могут разнести, и это будет круто», – считает Филипп Якубчук.
Нурмагомед АСТАРХАНОВ