Школьники-экстремалы: кто на самом деле угрожает школьной безопасности?


Новость о том, что ученик Ивантеевской школы решил урегулировать конфликт с учительницей информатики нетрадиционным способом – с применением оружия и колюще-режущих предметов, сразу вошла в топ самых читаемых интернет-новостей начала сентября и пробыла там до тех пор, пока информационный пыл не остыл и о проблеме благополучно не забыли.

Поведение школьника можно было бы рассматривать как подростковую блажь, синдром Раскольникова, замученного идеей-фикс о твари дрожащей, сидящей где-то глубоко в подсознании и требующей удовлетворения амбиций, если б не отсутствие раскаяния и намерение старшеклассника повторить свой «звездный» залп по одноклассникам по истечении срока наказания. Вне сомнений, российский школьник действует по сценарию, списанному из американского первоисточника, в котором события развиваются примерно по одному типу: пронес оружие, расстрелял одноклассников, ни о чем не сожалею.

Ивантеевский стрелок, страсти вокруг «синего кита», сцены насилия школьников и травли своих сверстников по всей стране, регулярно выкладываемые в социальные сети, – все эти события в совокупности заставляют родителей задуматься – а кто сидит за одной партой с моим ребенком?

 

ЗА РЕЙТИНГАМИ И БАЛЛАМИ

Как обеспечить безопасность детей в пределах школьных стен, возможно ли предупредить поведенческие отклонения у подростков и чем тушить школьные конфликты? Миллионная армия педагогов, психологов и лучших специалистов в области социальной педагогики регулярно отвечает на трудные вопросы в отчетно-докладной форме: пишутся труды, проводятся профилактические мероприятия, но швы расходятся в самом неожиданном месте, неприличным образом обнажая недоработки образовательно-воспитательной системы.

Однако искать виновных лишь в одном направлении нелогично, уверена психолог Джамиля Сайдуллаева, и уж тем более «не психологично» видеть в каждом школьнике потенциально опасного субъекта, способного устроить мини-революцию на школьной территории, иначе «мы в человеке начнем видеть то, что мы хотим, а не то, что есть на самом деле. В психологии есть такое понятие – нормализация. При нормальной атмосфере в плане общения в школе, семье, с друзьями, ребенок, как правило, развивается психически здоровым. Если, конечно, это не связано с какими-то патологическими изменениями мозга». Какие б мероприятия не проводились в школе, невозможно исключить, что развитие событий пойдет не по обычному сценарию. Когда ЧП случилось, его нужно детально изучить с точки зрения физиологии, медицины, психологии, но «…
сейчас все гоняются за рейтингами. Начиная с детского сада, школ и вузов – в погоне за баллами мы упускаем реальную работу с детьми. Но ведь такие случаи происходят периодически. То учителя избили, то одноклассники побили сверстника. Насилия очень много. Необязательно иметь оружие в руках, чтоб что-то натворить.

Есть система построения отношений с детьми. Если возникло непонимание, надо этот конфликт разрешать! Не оставлять с позиции, я мол, взрослый… А надо: давай поговорим, что у нас не так? Но всем же некогда! В центре внимания у нас не человек находится, а ЕГЭ, рейтинги! Надо быть рядом с детьми, знать их интересы, чтоб помочь им самоутверждаться здоровыми способами. Если они сами не находят их, то выбирают совершенно дикие формы, в том числе и за счет унижения слабого».

Винить одних психологов тоже несправедливо, уверена эксперт: «Повсеместно прошла волна сокращений психологов совершенно диким образом. Там, где было два, оставили одного, где была ставка, оставили полставки. А требований много. Работа требует душевных затрат, и времени на всех катастрофически не хватает».

Причина такой формы подростковой агрессии, как травля своего сверстника, по мнению психолога, заключается в животных инстинктах, заложенных в человека природой. На роль жертвы претендует, как правило, тот, кто выделяется своей «непохожестью». В таких ситуациях реальную помощь может оказать руководство школы, если не будет занимать позицию стороннего наблюдателя, а сразу встанет на сторону потерпевшего. Сайдуллаева считает, что обычный ящик для обратной связи с руководством школы может сыграть в такой истории положительную роль. За рубежом разработаны целые программы по поводу буллинга (психологический террор, травля. – Прим. «МИ»), поэтому потуги одного психолога проблему в комплексе не решат.

 

КТО ЧЕМ ДЫШИТ

Придумать всевозможные заградительные мероприятия в виде металлоискателей, охранной службы – так, чтобы школьник не пронес на территорию ничего опаснее ручки-тетради, можно, но… «Это все равно, что запретить дома ножи, ножницы. Что лучше: запретить или объяснить ребенку, что это такое и как этим пользоваться? Мы отберем у него в школе, а он выйдет за пределы и зарежет кого-нибудь в школьном дворе. Или за углом. Запреты никоим образом не способствовали улучшению ситуации», – говорит детский омбудсмен РД Марина Ежова. Помогут в ситуации только просвещение и плотная работа с ребенком, уверена Ежова: «Но родители, к сожалению, заняты решением материальных проблем, своей работой или тремя работами, бизнесом и чем угодно. И на ребенка не остается времени. Ответьте себе на вопрос, сколько раз, придя уставшими домой, вы сами, своими руками давали ребенку планшет или смартфон, чтоб он отвлекся и оставил вас на полчаса в покое отдохнуть. Я скажу, врете, если мне скажут, что не было такого никогда. Мы сами создаем эту ситуацию, когда ребенок остается один на один с планшетом, причем это делаем с детства и умиляемся, что он в два-три года умеет в телефоне с играми играть, знает, где и что находится. А потом удивляемся, «откуда у него группы смерти, давайте запретим смартфоны». А знаете, уже поздно. Лично моя позиция, у нас всю эту работу, в том числе по запрету смартфонов, надо с родителей проводить. И если каждый родитель даст себе установку: я пришел домой и выключил все своим электронные устройства, хотя б на 40 минут, сел и пообщался с ребенком – как прошел его день, чем он был занят, как зовут его друзей, вообще, чем он дышит – это будет первый шаг к тому, чтобы дети в какой-то мере были подконтрольными. Потому что во всем остальном, как показывает практика, с нами начинает происходить то, что уже десятки лет происходит с другими государствами, которые чуть раньше встали на электронный путь».

 

ОН ЛИДЕР, А ВОКРУГ КТО?

Представить себе, что махачкалинские школы живут в отрыве от реальности и сцены насилия в подростковой среде им неизвестны, невозможно. Однако широкой огласки такие случаи не получают, и руководители учреждений желанием не горят напрямую говорить о таких проблемах в своих учреждениях.

Собеседник «МИ» в Управлении образования г. Махачкалы отметил регулярность профилактической работы воспитательной направленности, проводимой во всех столичных школах (круглые столы, встречи с представителями различных структур и ведомств, классные часы, конференции. Отчеты заместителей директоров школ по воспитательной работе обобщаются и направляются в Министерство образования и науки РД). Если говорить об обратной связи – во всех школах есть телефоны «горячей линии». В каждой школе составляются списки группы риска – по поведенческим, социальным факторам. Психологическая и социальная служба работает с этими детьми, вовлекая их в кружковую деятельность. «Предугадать и предвидеть, что ребенок может совершить нарушения, можно. Потому что есть список группы риска, и если ребенок что-то совершит, то его данные передают в комиссию по делам несовершеннолетних»,
говорит собеседник «МИ».

Первый заместитель главы Кировского района г. Махачкалы, председатель Комиссии по делам несовершеннолетних Людмила Дубинина считает, что корень проблемы таится в семейных отношениях, которые должны строиться на доверительной основе: «Я наблюдаю за такой тенденцией. В 1–4-х, иногда 5-х классах родители в школу ходят толпами. Ожидая детей с уроков, они проводят чуть ли не родительское собрание. Делятся мнениями, дают друг другу советы. Ходят на собрания, организуют праздники. Но что происходит с родителями, когда ребенок начинает учиться в 7, 8, 9-м классах и старше? Почему их в школу не дозовешься? А ведь здесь начинается самое трудное – переходный возраст». Проблема и в том, что общество сильно изменилось, отмечает Дубинина. «Если раньше во главу ставилась дружба, подставь плечо товарищу, подай руку… Были конкурсы – лучшая команда, лучший класс, то сейчас – «лучший ученик», «лидер года». Он один лидер, а вокруг него кто? Не лидеры! А где товарищество? Поэтому у нас существует эгоизм и не только среди взрослых, но и детей».

Не поставлено на должный уровень посещение нашими детьми психологической службы. «В начальной школе у него был один преподаватель, а в 5-м классе – 11 предметов и педагогов. Это почти что 11 начальников! Ребенок очень тяжело переносит этот переход! И если не поможет школа, классный руководитель, психологическая служба не будет индивидуально подходить к проблемам каждого ребенка… Если родительские собрания будут проводить не с бичеванием детей, а подсказывать родителям, что нужно делать, как им помочь… Когда родители, школа и психолог будут работать вместе, на то, чтобы нашим детям было хорошо в этом обществе, тогда будет хороший результат. Но если каждый в оркестре будет дуть в свою дуду, то никакого гармоничного музыкального произведения не выйдет. Получится безобразие».

 

Лариса ДИБИРОВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Над Махачкалой подняли Знамя Победы

Махачкала приняла эстафету патриотической акции «Равнение на флаг»,  подняв Знамя Победы в Великой Отечественной войне – штурмовой флаг 150-й...

Владелица салона сотовой связи в Махачкале арестована за мошенничество на 10 млн рублей

Кировский районный суд Махачкалы заключил под стражу владелицу салона сотовой связи «L-mobile» в Махачкале по обвинению в мошенничестве, сообщает...

Глава СКР взял на контроль проверку в частном детсаду Махачкалы

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял на контроль проверку по информации о нарушении прав воспитанников частного детского сада...

В Махачкале прошла акция по посадке деревьев, приуроченная к 80-летию Победы

Общественная палата Махачкалы провела в столице Дагестана акцию по посадке деревьев, приуроченную к 80-летию Великой Победы и Году защитника...
spot_imgspot_img

Лжеюрист из Астрахани обманным путем получила от 18 жителей Дагестана крупную сумму денег

Мошенница из Астрахани обманным путем получила крупную сумму денег от 18 жителей Дагестана. Девушка, выдавая себя за юриста, подыскивала...

В Дагестане 29 апреля объявлен нерабочим днем по просьбе православных христиан республики

По многочисленным обращениям православных христиан Дагестана 29 апреля объявлен в республике нерабочим днем. В этот день отмечается православное поминовение...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам