На прошлой неделе завершился Всероссийский конкурс «Учитель года», который проходил в городе Сочи. В нем приняла участие победитель республиканского этапа, учитель Махачкалинской гимназии №38 Марина Гаджиева. О впечатлениях от конкурса, о секрете своего успеха и о том, чем живет, кроме работы, молодой педагог рассказала «Махачкалинским известиям».
– Марина Джабраиловна, в начале месяца вы приняли участие во Всероссийском конкурсе «Учитель года», опишите ваши ощущения после него? Как определяли лучшего из лучших?
– Конкурс – уникальное, неповторимое испытание и одновременно приключение, это фонтан педагогических идей, полет, вдохновение. Конкурсные задания условно связаны с тремя направлениями деятельности педагога: «Учитель-профи», «Учитель-мастер», «Учитель-лидер». Первый этап проходят конкурсанты из 85 регионов страны, второй – 15 лауреатов, третий – 5 победителей, из которых выбирается абсолютный победитель. После объявления «пятнашки» 70 участников конкурса оказываются в роли жюри. Атмосфера на конкурсе удивительная. Знакомство участников начинается в июне на Установочном семинаре, в рамках которого мы проходим первое испытание заочного тура – пишем эссе «Я – учитель». И уже с этого момента мы ощущаем взаимную поддержку, теплое отношение друг к другу, потребность в общении. Сложно объяснить, но по какой-то неведомой причине конкурс объединяет соперников в одну команду, в дружную семью.
«КАЖДЫЙ РЕГИОН ЖДАЛ ОТ УЧАСТНИКОВ ТОЛЬКО ПОБЕДЫ»
– Какие трудности возникали в процессе участия? Что было самым сложным?
– Самое сложное – преодолеть волнение, которое неизбежно преследует всех конкурсантов, потому что мы все ощущаем гиперответственность, ведь каждый регион ждет от нас только победы.
– Позади все конкурсные испытания, в любом случае, для Дагестана вы уже являетесь победителем, несмотря на исход Всероссийского этапа. С какими мыслями вернулись в школу, как вас встретили ваши ученики и коллеги после поездки?
– В школу, конечно, вернулась с огромным желанием работать. Я страшно соскучилась по своим детям, по урокам, по тетрадям и дневникам… Ученики, коллеги обнимали, расспрашивали, я делилась впечатлениями. На самом деле, это очень сложные чувства. С одной стороны, две конкурсные недели внесли существенные изменения в мое мировосприятие, в отношение к работе, в моей жизни появились новые, но уже родные люди. А с другой – очень хотелось вернуться домой, к родным, в свои классы, к своим ученикам, коллегам и к директору.
– Усталость еще ощущается?
– Усталость на конкурсе быстро испаряется, потому что конкурсный дикий ритм – это стремительная разных видов деятельность. В промежутках между испытаниями для нас устраивали экскурсии по городу и окрестностям Сочи, посещение оперетты, хоккейного матча, встречи в Государственной и Московской областной думе и т.д.
– В городе Сочи вы были впервые?
– Да, в Сочи я приехала в первый раз. Город яркий, многогранный, очень красивый и гостеприимный. Мы жили в Адлере, в районе научного городка «Сириус», по которому также была организована экскурсия. С большой теплотой нас приняли все: начиная с обслуживающего персонала и заканчивая директором школы, в которой мы проводили конкурсные уроки.
ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ – К ЗВЕЗДАМ
– Принято считать, что учитель года – это особенный педагог. Какие методы вы используете в работе, есть свои отличительные «фишки», авторские разработки?
– Конечно, авторские разработки есть, большая их часть размещена на моем сайте gadjievamd.ru. Суть моей работы, как мне кажется, заключается в известной мысли: Per aspera ad astra («Через тернии к звездам». – Прим. «МИ»). Преодолевая сложности, внутренние противоречия, внешние препятствия, мы с детьми учимся быть счастливыми, успешными здесь и сейчас.
– И в чем новаторство такого подхода?
– Главным помощником на этом сложном, но увлекательном пути стала для нас с ребятами театральная педагогика и, как следствие, творческий клуб «Зеленая карета», руководителем которого я являюсь. Мы с детьми пишем стихи, рассказы, статьи, сценарии, исследуем художественные тексты, участвуем в различных мероприятиях, конкурсах и форумах.
«НЕ ДУМАЛА О ЗАРПЛАТЕ КАК О ПРОБЛЕМЕ»
– Многие считают, что в учительстве может привлекать больше всего большой отпуск и досрочная пенсия, а что для вас самое интересное в этой профессии? Почему выбрали работу в школе?
– Это очень сложный вопрос, ответ на который развернулся у меня на шесть страниц. Мое эссе «Человек, благодаря которому я стал учителем» размещено на сайте конкурса teacher-of-russia.ru в разделе «Лучшее от лучших – 2017». На выбор профессии повлияли мои учителя, которые открыли мне меня. А самое привлекательное – это, конечно, динамика, движение, жизнь, дети, удивление, открытия, любовь, развитие… Этот список можно продолжать бесконечно. Ни одна другая профессия не подарила бы мне столь широкого спектра эмоций, чувств и состояний.
– А вас не беспокоила невысокая зарплата учителя?
– Нет, не беспокоила и не беспокоит. Если хорошо работать, премии всегда найдутся. Не знаю, я никогда не думала о своей зарплате как о проблеме.
– Есть такое высказывание, что ученик никогда не превзойдет учителя, если видит в нем образец, а не соперника. Как вы к нему относитесь? Как построены ваши отношения с детьми?
– Я скорее соглашусь, чем не соглашусь. Но с маленькой поправкой: не соперника, а союзника, сотрудника. Именно так выстраиваются мои отношения с учениками. Адекватное равноправие, в основе которого, с одной стороны, моя неуемная увлеченность работой и высокая требовательность к себе и к ним, а с другой – их четкая позиция по любому вопросу и предмету.
«САМЫЕ ВАЖНЫЕ ВЫСОТЫ – ВНУТРЕННИЕ»
– Один из показателей успешности педагога – достижения его учеников. Чем вы можете похвастаться? Каких высот достигли ваши ученики?
– Назову самые значимые для нас результаты. Большая научная медаль за лучшую работу в области гуманитарных наук на Всероссийском форуме молодых ученых «Шаг в будущее», которой удостоилась Мадина Магомедова в 2014 году. Работа называлась «Функциональный тезаурус цветообозначений в творчестве Р. Гамзатова как отражение мировоззрения и национальной самобытности поэта». Представление М. Магомедовой научного исследования в Лондоне на Международном форуме молодых ученых. Несколько спектаклей по сценариям ребят, которые были поставлены на различных сценах города Махачкалы в рамках празднования Года культуры, Года литературы. Но самые важные высоты, которых достигают ребята, – внутренние. Они меняются, становятся более целеустремленными и окрыленными.
– Вас все устраивает в системе образования РФ? Или, может быть, вы хотели бы в ней что-то изменить?
– Изменения в системе образования происходят постоянно. Сейчас, на мой взгляд, медленно, но верно мы идем к тому, чтобы образовательное пространство стало единым. Главным препятствием я вижу неоднородность технического оснащения образовательных учреждений. Если решить эту проблему, то мы все ощутим существенный скачок вперед. Тут же активно и более продуктивно заработают заочные общепредметные школы, которые в текущем году открылись в республике под руководством зампредседателя Правительства РД Екатерины Толстиковой, станет возможным полноценное включение республики в проект «Российская электронная школа» и т.д.
«ПОКА Я УЧУСЬ БЫТЬ МУДРЕЕ»
– У вас есть какие-то свои учительские правила, принципы в работе?
– Главное правило – слушать и слышать детей.
– Как вы считаете, какие возможности открывают перед участниками такого рода конкурсы. И кем вы себя видите в будущем?
– Возможностей огромное количество: общение, обмен опытом (это лучшие курсы повышения квалификации), взаимообогащение, вдохновение. А в будущем очень хочется реализоваться в разных ипостасях: педагог, ученый, писатель. Хочется верить, что смогу достичь существенных результатов в перечисленных сферах жизни.
– За победу на Республиканском этапе конкурса «Учитель года» вам подарили сертификат на получение квартиры в Махачкале. Когда будете праздновать новоселье?
– Еще не решила, не было времени подумать об этом.
– Чем увлекаетесь в свободное время?
– Читаю, пишу стихи, рисую, пытаюсь завершить кандидатскую. Все банально и просто.
– Какой самый главный урок, который вы усвоили в жизни?
– Я думаю, что самый важный урок мне еще предстоит усвоить. Но пока я учусь быть мудрее. Этому меня учат, главным образом, мои ученики.
Мадина МУХУГОРОЕВА