Сунна – это все, что сказал, совершил и одобрил Посланник Аллаха (с.а.с.), и все, что связано с его состояниями (кроме некоторых вопросов, касающихся только его одного).
Сунна – это путь, указанный Пророком (с.а.с.), его поступки, все решения и заключения, которые он прояснил народу, будь то связанные с вероубеждением или поведением, обязательные или желательные для исполнения. Убежденность в запретности или нежелательности того, что Пророк (с.а.с.) посчитал запретным (харам) или нежелательным (караха), соответственно, отдаление от того, что он запретил, также является следованием сунне Пророка (с.а.с.). Все это вместе взятое является сунной.
В священном Коране Всевышний Аллах говорит (смысл): «Поистине, в Посланнике Аллаха прекрасный пример для тех, кто верит и боится Аллаха и Судного дня, и надеется на милость Аллаха и на блага вечной жизни, и много поминает Аллаха» (Коран, сура «Аль-Ахзаб», аят 21). Ученый-богослов Ибн Касир в своем комментарии (тафсир) к Корану пишет: «Этот благородный аят является основой для следования Посланнику Аллаха (с.а.с.). В чем же следовать ему?! Следовать ему в его словах, деяниях и состояниях. Коран и хадисы неоднократно призывают: «Вы следуйте за Пророком (с.а.с.), повинуйтесь Посланнику Аллаха (с.а.с.), для вас в Посланнике Аллаха (с.а.с.) прекрасный, образцовый пример». Цель этих слов заключается в том, чтобы верующие следовали пути, указанному Пророком (с.а.с.), подражали всему, что пришло к нам от Посланника Аллаха (с.а.с.). В этом состоит общий смысл слова «сунна». Шариатские ученые придают понятию «сунна» еще одно отдельное значение. И в этом значении оно употребляется тогда, когда упоминается наряду с фарзом (обязательным деянием). К примеру, когда мы говорим, что данное деяние является не обязательным (фарз), а желательным (сунна). В этом случае слово «сунна», согласно шариату, представляет собой деяние, по поводу которого в шариате нет конкретного строгого повеления: за совершение его предусмотрено воздаяние, но и за невыполнение не подвергают каре. К таким деяниям относятся, например, произнесение перед приемом пищи «Бисмиллях», а после еды – «Аль-хамду лиллях» и т.п. Это все также пришло к нам от Посланника Аллаха (с.а.с.). Однако, согласно шариату, того, кто постоянно из-за лени не соблюдает сунну, не принимают в качестве свидетеля. Но тот, кто не принимает сунну всерьез, к примеру, говоря, зачем ее соблюдать, ведь ничего плохого не будет, если не выполнять ее, или позволяет себе другие подобные выражения с целью унизить сунну, то он впадает в неверие. Да убережет нас Аллах от этого! Имам аль-Газали пишет: «Ты не будь из числа тех ученых, которые только и знают про сунну, что ее можно и не соблюдать». Непросто соблюдать все сунны, которые мы получили от Пророка (с.а.с.). Но из-за того, что не удается соблюдать их все, нельзя ими пренебрегать. Необходимо по мере своих возможностей стараться следовать Сунне любимого Пророка (с.а.с.). Насколько ты стараешься соблюдать сунну, настолько ты и любишь Всевышнего Аллаха и Его Посланника (с.а.с.), ибо это является признаком твоей любви к ним. Исполнение того, что он велел делать, будь то обязательное (фарз) или желательное (сунна), и отдаление от того, что он запретил, будь то греховное (харам) или неодобряемое (караха), — все входит в понятие «сунна». Ибо все, что Пророк (с.а.с.) велит нам, направлено на благо человечества. Если мы будем следовать сунне во всех наших делах, мы будем защищены от падения на дно бедствий и несчастий этого и того света, и нам будет обеспечено восхождение на вершину счастья обоих миров. Не может быть в сунне такого, что не имеет определенного разумного смысла, мудрости и пользы. Но, независимо от того, понимаем мы или нет, нам необходимо, не мешкая, исполнять его сунну. Так велит нам Всевышний Аллах. В священном Коране говорится (смысл): «Держитесь того, что принес вам Посланник Аллаха, и сторонитесь, отдаляйтесь от того, что воспретил он вам!» (Сура «Аль-Хашр», аят 7).
Магомед Гаджиев, сотрудник канонического отдела Муфтията РД