24 января на сцене Русского театра состоялся показ балета в постановке заслуженного артиста РФ Мусы Оздоева «Чарли – великий маг». Великолепная игра актеров Театра оперы и балета, необычный замысел, воплощенный в танцах в стиле модерн, неизменно вызывает большой интерес у публики.
Причем, если раньше само слово «балет» воспринималось в республике с некоторым недоумением, то сегодня, по мнению Мусы Оздоева, в Дагестане сформировалась аудитория, способная понять язык балетного танца без переводчика.
Хореограф-постановщик Оздоев в комментарии «МИ» отмечает, что «Чарли» существует на сцене Театра оперы и балета уже 10-й год. В нем изменилось только одно – действующие лица. Артисты уходят, на их место приходят новые, и это естественный процесс, считает хореограф. Однако в творческом плане коллектив вырос. 10 лет назад был иной коллектив, только начинавший осваивать азы хореографии. Артисты нынешнего состава ментально ближе к пониманию того, что такое балетное искусство.
Сама постановка – это, если хотите, дань уважения великой личности – Чарли Чаплину, который был актером, режиссером и сценаристом в одном лице, он даже музыку писал… Поэтому постановка разнообразна, насыщена миниатюрами, они прерываются номерами в сопровождении известных европейских шлягеров 70-х и 80-х годов. При постановке балета были использованы композиции из репертуара Эдит Пиаф, Фредди Меркьюри, Адриано Челентано, «Хора Турецкого».
– Самое главное, – считает Оздоев, – что это музыкальное шоу нравится артистам, им интересно играть… а зрителю – наблюдать и восторгаться тем, что происходит на сцене.
Парадокс, но за 20 лет существования Театра он не перестает удивлять своих посетителей самим фактом «существования». А что такой театр у нас есть? Каждый раз слышит вопрос Муса Оздоев. В этом он видит вину и средств массовой информации, недостаточно громко анонсирующих мероприятия балетного жанра, и свою собственную, и властей…
– Надо, чтоб поддерживали этот вид искусства, – убежденно говорит он,
– а бесплатно как можно ставить? Вот приходит идея на ум, а костюмы невозможно купить. Российским театрам выделяют неплохие дотации. Например, театру Райкина
– 450 млн рублей, театру Джигарханяна – 200 миллионов дотациями, а у нас там… 200 тысяч рублей на год. Надо, чтоб власть понимала, нужно субсидировать свои театры. Как мы сможем развивать этот вид искусства, если в целом брать? Если дерево посадить, это не означает, что оно само по себе плодоносить будет. Нужно ухаживать за ним, поливать…
У нас нелегкая ситуация. Московские театры недовольны, что им мало дают, зато мы молчим, а сами в шоковом состоянии находимся. Нам 200 тыс. рублей в год дадут, на них и один акт балета не поставишь, – отмечает Оздоев.
Это тема выживания дагестанского балетного искусства в современном мире, подчеркивает он, не московских, которые смотрят на мир через розовые очки. Хореографа не смущает определение «провинциальный театр» – «пусть так, оно меня не коробит. Если вкладывать в это слово что-то низменное, то это одно дело, а если возвышенное, то совсем другое. Наоборот, мы в Москву приехали на Всероссийский конкурс, и нас хвалили. Потому что там таких театров, как в провинции, нет».
Лариса ДИБИРОВА