В Дагестане с рабочим визитом побывал заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы России Сергей Пузыревский. Визит получился насыщенным: в течение дня он встретился с врио Главы Дагестана Владимиром Васильевым, провел совещание с предпринимателями и дал эксклюзивное интервью «Махачкалинским известиям».
19 июня состоялась встреча врио Главы Дагестана Владимира Васильева с Сергеем Пузыревским. На ней обсуждались вопросы обеспечения эффективной реализации Указа Президента РФ «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» на территории Республики Дагестан.
В тот же день первый вице-премьер Дагестана Рамазан Алиев и заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский встретились с бизнес-сообществом республики. Здесь говорили о проблемах, с которыми сталкиваются предприниматели в сфере конкуренции на рынке.
По окончании этих встреч Сергей Пузыревский согласился ответить на вопросы корреспондента «МИ».
РАСКРЫЛИ КАРТЫ
– В рамках Национального плана развития конкуренции на 2018-2020 годы предполагается реализация «дорожной карты», где обозначены 18 отраслей народного хозяйства. Расскажите подробнее об этих отраслях.
– Наш визит в Республику Дагестан связан с тем, что согласно поручениям, данным по итогам заседания Госсовета РФ по развитию конкуренции, в каждом регионе должны быть утверждены «дорожные карты» развития конкуренции. Такая «дорожная карта» будет содержать в себе мероприятия по развитию конкуренции в отраслях экономики субъекта, отобранных с учетом специфики региона. Она должна быть утверждена до 1 декабря 2018 года. Это прямое поручение высшим должностным лицам субъектов РФ. На встрече с врио Главы Республики Дагестан Владимиром Васильевым мы обсуждали, как организовать работу и получить необходимый результат.
В соответствии с Национальным планом развития конкуренции, утвержденным Указом Президента России, Правительству РФ поручено утвердить ключевые показатели развития отраслей экономики в России до 2020 года. Показатели будут введены для 19 отраслей, среди них: финансовые рынки, здравоохранение, промышленность, электроэнергетика, нефтегазовая отрасль, транспорт, IT-технологии и другие. Для каждой сферы устанавливаются определенные параметры.
– Национальный план развития конкуренции предполагает, что внутри городов транспортные услуги должны оказывать не менее 30% частных структур. Как быть в таких городах, как Махачкала, где частный общественный транспорт составляет почти 100%?
– Во многих регионах страны почти весь транспорт государственный. Разве это хорошо? Нет. Этот рынок потенциально очень конкурентный, на нем вполне может работать частный сектор. Конкуренция на нем позволит увеличить качество оказываемых услуг. Сейчас же ситуация такая, что на рынках, где только ГУПы и МУПы, расходуются бюджетные деньги, но при этом ничего не улучшается, нет конкуренции.
Что касается Махачкалы, то ничего плохого в том, что здесь доминирует частный транспорт, нет. Это очень хорошо.
На встрече с бизнес-сообществом республики поднимались вопросы, когда некоторые частные компании пускают на хороший маршрут, а других нет, или делают это без публичных процедур. Вот именно в таких случаях пора вмешаться антимонопольному органу, поскольку каждый должен иметь возможность доступа на маршруты.
ПОЧЕМУ РАСТУТ ЦЕНЫ
– Частный сектор довольно часто, особенно если говорить о транспортных компаниях, розничных торговцах, повышает цены на свою продукцию или свои услуги. Есть ли у ФАС механизм влияния на малый бизнес для предотвращения необоснованного роста цен?
– Антимонопольное законодательство – это в первую очередь контроль деятельности монополистов и крупного бизнеса. Однако стоит отметить, что во многих регионах малый бизнес не совсем является таковым, имея половину и более рынка. Если предприниматели начинают сговариваться против потребителей, повышая цены, это называется картель, что является самым серьезным антимонопольным правонарушением, за которое предусмотрена уголовная ответственность. Антимонопольная служба строго отслеживает подобные случаи.
– Дагестанское УФАС России проводит анализ ситуации с ростом цен на бензин и газомоторное топливо в республике. Пока он не завершен и говорить о каких-либо нарушениях рано, тем более ситуация осложняется тем, что в Дагестане все АЗС зарегистрированы на индивидуальных предпринимателей. Как обстоит ситуация с ценами на бензин в других регионах России? Удастся ли добиться их снижения?
– К нам поступает огромное количество жалоб на эту тему, и ФАС проводит ежедневный мониторинг цен. Значительно повысились оптовые цены, вслед за ними поднялись и розничные.
Повышение связано в том числе и с налоговыми изменениями, явившимися следствием увеличения акцизов. Кроме того, рост цен может быть продиктован и соотношением экономической выгоды при продаже топлива на внутреннем и зарубежном рынках. Паритет цен за рубежом был не в пользу внутреннего рынка.
В ситуацию вмешалась не только антимонопольная служба, но и Правительство страны, и на сегодняшний день рост цен остановлен. Также принято решение об отмене очередного акциза, который должен был быть введен с 1 июля 2018 года.
Когда речь идет о региональном рынке, то здесь нужно смотреть на структуру формирования цены. Если на рынке действуют индивидуальные предприниматели и основанием повышения цены явилось соглашение между ними, то это недопустимо.
Конечно, никто не скажет: «мы против вас договорились, и цены будут повышены», выявлять такое нарушение очень сложно. Но есть косвенные признаки, позволяющие уличить нарушителя, например, если оптовая цена осталась такой же, а розничная повысилась.
Единственная проверка, которую не нужно ни с кем согласовывать – это проверка на картельный сговор, очень часто такие проверки срабатывают. Их иногда называют «рейд на рассвете».
– Жители Дагестана часто наблюдают резкий рост цен на авиабилеты из Москвы в Махачкалу и обратно, особенно в праздничные дни. Например, на праздник Ураза-байрам цены на билет из Москвы в Махачкалу взлетели с 4-5 до 20-30 тысяч рублей. В то время как из Махачкалы в Москву они не изменились. А билеты по маршрутам Москва – Грозный – Москва так резко в цене не выросли, несмотря на праздники. ФАС как-то может изменить ситуацию в направлении стабилизации цен на авиабилеты?
– По данным Дагестанского управления ФАС, ни одного обращения в территориальное управление по этому вопросу не поступало. На рынке авиаперевозок работают федеральные компании, и вопрос стоит на контроле Федеральной антимонопольной службы. Сейчас проводится работа по мониторингу ценообразования на авиаперевозки. Это проблема как Дагестана, так и еще ряда регионов. Когда мы начали выяснять, как формируются тарифы, оказалось их сотни вариантов, в которых потребителю трудно разобраться. В условиях, когда есть дискриминация ценообразования, могут быть применены меры антимонопольного реагирования.
Решение будет приниматься с учетом всех обстоятельств. Если у пассажира есть возможность заранее приобрести билет по низкой цене, а за сутки стоимость билета возрастает, то с точки зрения рынка это нормальная ситуация. А если цена не меняется длительное время, то есть повод задуматься.
По сигналу, который поступил от вас, мои коллеги будут разбираться, и дадут публичное объяснение, либо будет возбуждено дело.
– Дагестанское управление ФАС на каком счету у руководства антимонопольной службы?
– Сегодня перед управлением стоят важные задачи. Разрабатываемая «дорожная карта» по развитию конкуренции в республике налагает на него дополнительную ответственность. Региональные власти примут необходимые решения, но если в субъекте будут сохраняться административные барьеры, ограничивающие вход на рынок, завышение цен, УФАС следует незамедлительно реагировать. Надеемся, коллеги справятся с этими задачами.
Тимур АЛИЕВ