Закаленный в двух войнах


Во время Великой Отечественной войны немало дагестанских парней, не достигших еще призывного возраста, прибавив себе годы, добровольно уходили в армию, чтобы выполнить свой долг перед Родиной. Одним из них был Абдулла Мусаев из села Хецуб Чародинского района. Сперва, чтобы вступить в комсомол, он увеличил свой возраст на один год, потом, чтобы пойти в армию, прибавил еще два. Таким образом, Абдулла, родившийся в 1921 году, стал на три года старше.

 

НЕ ВОЙНА, А КАМПАНИЯ!

Абдулла Мусаев с малых лет стремился к знаниям. Но из-за отсутствия в родном селе школы, был вынужден ходить в другие села района – Магар и Тлярош. А русскому языку Абдулла учился в Кумухской школе Лакского района. После окончания Буйнакского педагогического училища год проработал в родном районе учителем начальной школы села Мукутль.

– В мире обстановка становилась все более напряженной, – рассказывал Абдулла. – По Европе парадным шагом шествовал германский фашизм. Мои ровесники один за другим уходили служить в армию. Я в армию пошел в ноябре 1939 года. Из района нас было всего 25 человек. Вначале служили в особой роте Московского военного округа.

В тот же месяц из Московского военного округа вместе с другими воинами Абдуллу и еще около ста солдат из Дагестана перебросили в 89-й резервный стрелковый полк, дислоцированный в городе Вышний Волочок Калининской области. Там 22 февраля 1940 года из них организовали вспомогательную роту и отправили на войну с финнами. Эта усиленная рота состояла из 150 воинов. Перед ротой поставили задачу – прорвав линию обороны врага, называвшуюся «Маннергейм», которая была сильно укреплена и считалась непреодолимой, уничтожить огневые точки и обеспечить продвижение наших войск. Это было в десяти километрах от города Выборга. Там и получил первый боевой опыт Абдулла, которому не исполнилось еще 19 лет.

– Тогда говорили, что это не война, а кампания, – вспоминал Абдулла. –
Но до сих пор я не понимаю, почему войну с Финляндией так называли. Против хорошо обученных и до зубов вооруженных финских воинов нашим солдатам приходилось воевать без достаточного оружия. От снайперских пуль умирало немало советских солдат. Огонь из вражеских укреплений прижимал нас к земле. Но в нас всех достаточно было мужества. Поэтому мы и победили.

27 февраля 1940 года. Было пасмурно. Кругом лежал снег. Мороз достигал 40 градусов. Бойцы роты, куда входил Абдулла, залегли в окопах и расщелинах. Они рассредоточились на расстоянии полутора километров. А финские бойцы держали оборону в укреплениях, где имелись все условия. В девять часов утра советские солдаты начали наступление. По глубокому снегу быстро идти было очень трудно. Враг встретил их мощным пулеметным огнем. Наши солдаты вынуждены были лечь на снег. Тогда один из разведчиков роты подобрался к укреплению, откуда вел огонь противник, и забросал его гранатами. После этого стрельба прекратилась, и советские воины бросились на врага. Другую огневую точку противника гранатой уничтожил Абдулла. Это позволило нашим войскам продолжить наступление.

… Наступление советских войск через три часа закончилось победой. Хотя вначале финны отчаянно сопротивлялись, потом они отступили и запросили перемирия. Советское командование на это согласилось. Так, заключением мирного договора закончилась война с Финляндией.

 

УМИРАТЬ ЛУЧШЕ СЫТЫМ…

За проявленное мужество и бесстрашие Абдулле Мусаеву по приказу генерала армии Тимошенко вручили медаль «За отвагу». Для Мусаева война с Финляндией закончилась в марте 1940 года. После этого его послали учиться сначала в Киевское, а затем в Свердловское военное училище. По его окончании в мае 1941 года Мусаеву присвоили звание лейтенанта и направили в Архангельский военный округ. Там дагестанца назначили командиром истребительного взвода одной войсковой части. Оттуда он отправился в далекую Мурманскую область на пограничный пост Сальвияр, расположенный на границе с Норвегией и Финляндией. Здесь Мусаев занимался укреплением границы с этими странами и со Швецией, а также участвовал в создании пограничных постов.

В июне 1941 года Абдулле Мусаеву дали отпуск, и он собирался поехать к родным домой. Но началась Великая Отечественная война, и его планам не суждено было сбыться. Ему снова пришлось воевать. Фашисты стремились во что бы то ни стало овладеть Мурманском и Архангельском, где находились советские военно-морские базы. Битва была кровопролитной. Тогда Абдулла Мусаев впервые был ранен. Лечился в Мурманском госпитале. После выздоровления его назначили командиром роты 1070-го полка, находившегося на передней линии фронта. Там при наступлении он получил второе ранение и лечился в госпитале города Кандалакша Мурманской области. Оттуда лейтенанта Мусаева направили в Архангельск командиром роты автоматчиков 200-го стрелкового полка вновь организованной дивизии. Перед полком была поставлена важнейшая задача – пробившись в город, укрепить редеющие ряды защитников окруженного врагом Ленинграда. Но добраться смогла лишь половина воинов полка.

Много пришлось пережить Абдулле Мусаеву на войне. Особенно запомнился ему такой случай: в сутки солдатам давали по 100-150 граммов хлеба. У полка кухни даже не было. Бойцы вынуждены были пить соленую теплую воду. Однажды к Мусаеву пришел один солдат и сказал: «Выслушай, командир! У нас здесь от голода желудки сохнут. А командир полка на своей кобыле туда-сюда ездит. Если умирать, то лучше сытым…» Командир понял, что хочет солдат: «Я тебя не слышал, ты мне ничего не говорил. В этом деле я тебе не советчик», – ответил Мусаев и отправил его обратно. Вместе с двумя товарищами этот солдат все-таки зарезал кобылу и накормил воинов. Кусок мяса достался и дагестанцу. Через неделю Мусаева вызвали в особый отдел и спросили: «Кто зарезал кобылу командира полка?» Мусаев ответил, что он ничего об этом не знает. Все равно командира роты наказали – послали в штрафной батальон, и семь дней он находился там. Однажды в одном сражении Мусаев повел штрафников в атаку на врага и уничтожил два укрепления, артиллерийскую точку, а также живую силу противника.

После сражения командир полка вызвал к себе Мусаева и с ходу сказал: «Поздравляю, рядовой Мусаев! Молодцы! Вы жару дали фашистам. Я был уверен, что ты вернешься в полк». А Мусаев ответил: «Товарищ командир полка! Я не рядовой, а лейтенант».

Оказывается, когда Мусаев находился в штрафбате, его разжаловали в рядовые. За проявленное мужество в упомянутой атаке ему вернули звание лейтенанта и вручили вторую медаль «За отвагу».

 

СЛОВАМИ НЕ ВЫРАЗИТЬ

Ожесточенные бои за Ленинград не прекращались. Фашисты стремились любым способом взять город. Но советские войска его защищали, не щадя своей жизни. Как правило, прежде чем начать наступление, немцы посылали самолеты-разведчики. Воины их называли «Рама». Один такой самолет-разведчик уничтожил зенитно-пулеметный расчет. За это весь расчет заслужил награды. Мусаева наградили медалью «За боевые заслуги», а наводчика Леонида Скрябова – орденом Красной Звезды.

Мусаев прошел всю войну, участвовал в прорыве блокады Ленинграда. Страдая от голода и жажды, преодолевая все трудности военного быта, 915 дней, т.е. до конца января 1943 года, в составе зенитно-артиллерийского пулеметного батальона защищал он от фашистов город на Неве.

– На войне тяжело приходилось. Но то, что видел в Ленинграде, словами выразить не могу. Я ни одного ленинградца не встречал, который согласился бы отдать город врагу и перейти на его сторону. Бои шли за каждый дом, улицу, завод, фабрику. Эта война велась не только против фашистов, но и против голода и холода. По сравнению с передовой линией фронта, жертв в городе было намного больше. Другой такой трагедии мир не знал. Мужественно и бесстрашно сражались защитники осажденного Ленинграда, – вспоминал Мусаев.

На Ленинградском фронте Мусаев получил тяжелое ранение. Встал вопрос о его демобилизации. Но он смог убедить врачей, что в состоянии вернуться на фронт. Там его назначили заместителем командира батальона 313-го стрелкового полка. Наконец наступил день, когда соединились Ленинградский и Тихвинский фронты. Это произошло 27 января 1943 года. После прорыва блокады старший лейтенант Мусаев умело организовал наступление и уничтожил немало врагов. На счету батальона старшего лейтенанта также семь танков «Тигр», пять самоходно-артиллерийских установок, четыре бронемашины, более тысячи солдат и офицеров врага. Были потери и у батальона.

Сам командующий Ленинградским фронтом, генерал армии Мерецков вручил мужественному горцу орден Александра Невского и спросил:

– Кажется, ты кавказец?

— Да, товарищ генерал, я из Дагестана, – ответил офицер Мусаев.

— Молодец, Мусаев! Слава тебе. Я помню родину Шамиля – Дагестан. Шамильцы – отважные воины. Поздравляю тебя с наградой. Тебя будут представлять к званию Героя. Ты этого заслуживаешь.

Тогда Мусаеву присвоили и звание капитана. Его отправили на лечение в город Минск. После Мусаев вернулся в свой батальон, который, воюя, шел вперед. Внезапно возле Варшавы их атаковали немецкие самолеты. Заместитель командира был контужен. Пришел в себя он в госпитале города Тбилиси. Несмотря на ранения, Мусаев спешил вернуться на передовую. Но по решению специальной медицинской комиссии в сентябре 1944 года он был отправлен в родной Дагестан.

 

ГЛАВНОЕ – ЖИВОЙ!

В село Мусаев прибыл с оружием, подаренным ему в войсковой части. Его грудь украшали ордена и медали. Подлечившись, он стал работать заведующим военным отделом Чародинского райкома партии. Но он по-прежнему надеялся вернуться в строй. Мусаеву пришлось пройти многочисленные комиссии, после чего его назначили заместителем военного коменданта города Тбилиси. В конце августа того же 1945 года командование военного округа Закавказья гвардии майора Мусаева направило в распоряжение Дагестанского военного комиссариата. Он работал военным комиссаром в Унцукуле, Чароде, Хунзахе.

До 1987 года был военным руководителем в медицинском и педагогическом училищах города Буйнакска. Оттуда, даже будучи на пенсии, до 1997 года руководил курсами Гражданской обороны МЧС в Махачкале.

Абдулла Мусаев был человеком скромным и уважительным. Он не любил говорить о своих боевых подвигах, хотя ему было что рассказать. Кроме вышеперечисленных наград, Мусаев заслужил также ордена Отечественной войны первой и второй степени, «За оборону Ленинграда» и много медалей. Он отличник Гражданской обороны СССР. Обещанное звание Героя он не получил, а просить не стал.

Мусаев объяснил это так: «Тогда еще шли бои. Штаб армии взорвали. Наверняка часть документов сгорела, другая часть исчезла. На войне такое часто случается. Дело не в этом. Главное – я живым вернулся домой. Мне больно вспоминать боевых друзей, павших на полях сражений».

 

Ниматула НУРМАГОМЕДОВ

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

На 2 месяца арестован глава Карабудахкентского района

Подозреваемый в мошенничестве Махмуд Амиралиев, возглавляющий Карабудахкентский район, арестован на 2 месяца. Напомним, что согласно материалам УФСБ РФ по Дагестану,...

Махачкала в списке городов с высоким качеством жизни

По данным Финансового университета при  Правительстве РФ, столица Дагестана является одним из городов с высоким уровнем качества жизни. Махачкала...

В Дагестане полицейские выявили и пресекли четыре случая хранения и сбыта синтетических наркотиков

В Дагестане за последние сутки полицейские выявили и пресекли четыре случая хранения и сбыта синтетических наркотиков. В ходе операции...

Администрация Махачкалы добилась сноса незаконных строений

Администрация Махачкалы через судебные инстанции добилась сноса незаконных строений на стадии их возведения: на улице Кутишинская, 1В и в...
spot_imgspot_img

Глава Карабудахкентского района задержан по подозрению в мошенничестве

Глава Карабудахкентского района Махмуд Амиралиев был задержан по подозрению в мошенничестве в крупном размере. Согласно версии следствия, он предложил директору...

В Ленинском районе Махачкалы временно отключат газ

Жители Ленинского района столицы Дагестана останутся без газа 21 июля с 11:00 до 15:00 по московскому времени. АО «Газпром газораспределение...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам