О том, что правительство Дагестана намерено упорядочить пассажирские перевозки, свидетельствует ряд встреч с представителями бизнеса в сфере такси. Насколько они оказались успешными и продуктивными?
ДОГОВОРИЛИСЬ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ
23 августа состоялась встреча председателя Правительства РД Артема Здунова с директором по развитию бизнеса «Яндекс.Такси» в России Алексеем Федотовым и руководителем отдела развития сервиса «Яндекс.Такси» на Северном Кавказе Тимуром Ботвиным.
Как сообщает пресс-служба правительства республики, представители «Яндекс.Такси» обсудили и продемонстрировали IT-платформу, которая позволяет удаленно проводить контроль качества автомобиля, проверку водительского удостоверения и наличие разрешения на такси.
Представители компании рассказали премьер-министру, что они работают с безналичными заказами, что является преимуществом для клиента и приводит к выводу из «тени» ряда представителей рынка.
Совещание в сфере оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковых такси состоялось 30 августа в Министерстве транспорта и дорожного хозяйства РД.
Здесь шел более конкретный разговор с участием руководства нескольких фирм по оказанию услуг такси, представителей ГИБДД и налоговой службы.
Как рассказал начальник отдела налогообложения индивидуальных предпринимателей и юридических лиц Нариман Агамов, главной проблемой является отказ предпринимателей платить налоги.
«В Дагестане около 20 тысяч человек незаконно осуществляют пассажирские перевозки. Каждый предприниматель, выполняющий пассажирские перевозки с 4 посадочными местами, в год должен выплачивать 17 тысяч рублей налога. Он также обязан выплачивать фиксированный платеж в страховые фонды, сумма которого составляет 32 тысячи 385 рублей», – пояснил представитель налоговой инспекции.
Итоги переговоров вылились в предложение создать ассоциацию водителей легковых такси. Водителям будет оказана помощь в приобретении автотранспорта на лизинговой основе.
НЕ ТАКСИ, А УСЛУГА
В беседе с корреспондентом «МИ» начальник отдела таксомоторных перевозок Минтранса РД Хайбула Саидов рассказал, что разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси выдается Министерством транспорта и дорожного хозяйства РД.
Документ выдается не на частное лицо, а на автомобиль, сроком на 5 лет, его стоимость составляет 912 рублей на весь период действия.
Он уточнил, что в Махачкале по состоянию на 1 сентября 2018 года официально зарегистрированы 4 фирмы по оказанию услуг такси.
Это ООО «Столица» – 11 автотранспортных средств, ООО «Такси Лайн» – 200 автомобилей, ИП Микаилова С.М. – 120 автомобилей и ИП Рамазанов М.Н. – один автомобиль.
По словам представителя Минтранса РД, проблема кроется в том, что многие компании оказывают населению только информационные услуги по вызову такси. На сегодняшний день в Дагестане действуют около 150 фирм, передающих заказы нелегальным таксистам.
«Информационными службами к перевозкам привлекаются водители легковых автомобилей без разрешения, они отчисляют фирме определенный процент от выручки, не проходя проверку технического состояния автомобиля, здоровья водителя, соблюдения им режима труда и отдыха. Тысячи водителей, занятых на таких перевозках, не состоят на налоговом учете», – рассказал Хайбула Саидов.
Контрольные функции по проверке нелегальных таксистов, как отметил Саидов, осуществляются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, то есть ГИБДД. Но, как уточнили в Минтрансе РД, сотрудники Управления ГИБДД и отдельного батальона ДПС, принимавшие участие в рейдах, не успевают составлять протоколы на нелегальных таксистов из-за их большого количества.
Определенные надежды на упорядочение деятельности такси в Минтрансе РД возлагают на внесенный в Госдуму законопроект «О государственном регулировании отношений в области организации и осуществления деятельности по перевозке легковым такси и деятельности служб заказа легкового такси, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». В законопроекте прописано, что компании, оказывающие информационные услуги по вызову такси, не смогут предоставлять заказы перевозчикам, не имеющим соответствующего разрешения.
ПО ТУ СТОРОНУ БАРАНКИ
Корреспондент «МИ» связался по телефону с представившимся руководителем фирмы «Анжи» по имени Башир.
Узнав, что сферой перевозок интересуется пресса, он передал трубку сотруднику компании Шамилю.
Тот проинформировал, что на совещании в Минтрансе РД, в котором он принимал участие, в основном озвучивались претензии руководителей фирм такси к работникам ГИБДД, которые якобы «нелегальных таксистов оставляют в покое, а придираются к тем, кто имеет все документы».
Вопрос – сколько водителей работает на компанию, так и остался без ответа. Шамиль лишь рассказал, что фирма оказывает информационно-диспетчерские услуги.
«В штат брать водителей не можем, так как не занимаемся таксомоторной деятельностью. Они берут разрешение на работу в Минтрансе РД, затем мы заключаем с ними договор. Даем программу, заказы. Следить за каждым водителем возможности не представляется. Сегодня он работает, завтра нет. Если водитель более 3 месяцев не работает, то прекращаем с ним сотрудничество», – рассказал представитель «Анжи».
В пресс-службе «Яндекс.Такси» рассказали «МИ», что компания является информационным сервисом, связывающим пользователя, который заказывает поездку на такси, с партнером, который может ее выполнить.
«Напрямую с водителями – частными лицами – мы не работаем. Наши партнеры – это таксопарки и диспетчерские, работающие согласно требованиям законодательства. Они занимаются наймом водителей и платят налоги», – рассказала «МИ» представитель пресс-службы Наталья Рыжкова.
При этом на вопрос, сколько водителей работают на компанию в Дагестане, она ответила, что эта информация не разглашается, так как фирма работает только с партнерами.
Как уточнили в компании, «Яндекс.Такси» устанавливает определенные требования к автомобилям, которые могут выполнять заказы.
«У нас свои технологии контроля водителей, подключенных к сервису. Так, перед первым выходом на линию каждый водитель проходит обязательный дистанционный фотоконтроль автомобиля и водительского удостоверения, на которых проверяется соответствие данных из профиля авто и профиля водителя тому, что мы видим по факту на фотографиях.
Дистанционный фотоконтроль автомобиля – это проверка его внешней исправности и чистоты», – рассказал представитель компании.
Что касается наличия у водителей разрешений, то в «Яндекс.Такси» рассчитывают, что отслеживать их актуальность можно будет в режиме реального времени, благодаря технической интеграции с базой Минтранса РД.
«В рамках соглашения мы планируем автоматизировать этот процесс. Подобная схема взаимодействия уже несколько лет успешно работает в Москве и внедряется в Санкт-Петербурге, Белгороде, Свердловской области. Надеемся, что и другие онлайн-сервисы, а также таксопарки и диспетчерские службы Дагестана последуют их примеру», – говорит Рыжкова.
Она рассказала, что «Яндекс.Такси» начало страховать во время поездки жизнь и здоровье водителя, и каждого пассажира на случай ДТП – на сумму до двух миллионов рублей.
«Алгоритмы “Яндекс.Такси” автоматически отключают от заказов водителей, слишком долго работающих на линии без отдыха. Однако таксопарки сотрудничают не только с нами, но и с другими сервисами заказа такси. К сожалению, у нас нет возможности контролировать, что делает водитель, когда не выполняет заказы нашего сервиса: отдыхает, принимает заказы других агрегаторов или работает “от борта”», – говорит представитель компании.
Как рассказала Наталья Рыжкова, в первое время после запуска сервиса в Махачкале безналичной формой оплаты такси пользовались мало. Но со временем клиенты начали понимать преимущества оплаты поездок картой.
«Это удобно как пользователям – им не нужно иметь точную сумму для оплаты, так и водителям – им не нужно искать сдачу. Из всех городов Дагестана, где работает сервис “Яндекс.Такси” – Махачкала на первом месте по количеству безналичных платежей за услуги сервиса, на втором – Дербент, на третьем – Каспийск», – отметила представитель компании.
РАСЧЕТ ОКОНЧЕН
Что касается заработка водителей такси в Махачкале, то здесь точные цифры назвать сложно. Водитель «Анжи» Руслан
рассказал «МИ», что при работе 8-10 часов в сутки за день в среднем зарабатывает 1500-2000 рублей. Рассказать о технологии взаиморасчетов с компанией он отказался.
Махачкалинец Ахмед, работающий на фирму «Максим», поделился некоторыми секретами заработка.
«10 процентов от стоимости заказа забирает фирма, если компьютер сам назначает заказ. Если ты сам выбираешь заказ, то компании достается 20%. Насколько мне известно, по такой же технологии работает “Яндекс” и другие компании. Еще в “Максиме” есть рейтинг – у кого он выше, тому дают больше хороших заказов», – рассказывает водитель.
Дагестанские соцсети полны жалоб на таксистов, не знающих названий улиц, не выпускающих из рук телефона и открыто хамящих клиентам. К слову, махачкалинцы уже только в крайних случаях ловят такси «от бордюра». Даже находясь на улице, многие предпочитают заказать такси по телефону, чем подвергать себя риску с неизвестным попутчиком, нацепившим «шашки» на крышу. Поэтому контроль за службами такси выгоден всем – как компаниям, так и горожанам. Окончательную точку в этом вопросе поставят депутаты Госдумы, где рассматривается законопроект о государственном регулировании перевозок такси.
Тимур Алиев