Путь к счастью


Боязнь Аллаха является своего рода кнутом, который гонит человека к счастью. Но в этой боязни следует знать меру, дабы не впасть в отчаяние и не потерять надежду на Аллаха, поскольку это очень порицается. Необходимо совмещать боязнь с надеждой. Нужно чтобы боязнь немного преобладала над надеждой, пока ты пребываешь в грехах. А тот, кто смирен, т. е. выполняет все требования Аллаха, пусть придерживается середины, как Умар ибн аль-Хаттаб.

Он говорил: «Если в день Суда огласят, что никто не войдет в Рай, кроме одного, то я надеюсь, что им окажусь я, а если огласят, что никто не войдет в Ад, то я боюсь, что им окажусь я».

Когда человек находится при смерти, лучше, чтобы в нем надежда преобладала над боязнью, так как Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Пусть никто из вас не умирает, кроме как с хорошим мнением о своем Господе». Пожелание и надежда – это разные вещи. Тот, кто не занимается подготовкой почвы и посевом семян и тем не менее ждет урожая, не является надеющимся, а является мечтающим и желающим.

А надеющийся – это тот, кто готовит почву для посева, сеет семена, ухаживает за ними и делает все возможное, надеясь на урожай и на то, что Аллах убережет его от различных бед. Такая надежда и является признаком истинно верующего человека. Поэтому Всевышний сказал (смысл): «Те верующие люди, которые стараются на пути Аллаха, являются надеющимися на милость Аллаха, и Он Прощающий и Милосердный» (2:218).

В общем, плодом надежды является поиск, а плодом боязни – осторожность. Тот, кто на что-то надеется, – стремится к этому, а тот, кто боится чего-либо, – убегает от этого. Самая малая степень боязни – та, что заставляет человека отдаляться от совершения грехов и переживаний за мирское.

А все то, что не заставляет нас делать даже этого, является качествами нафса и мысли, не имеющими никакого значения – как мягкосердечие женщин, от которого нет никакой пользы. Из-за этого качества женщины часто плачут, и поэтому кажется, что они боятся Аллаха. Если богобоязненность истинная, то она плодоносит зухдом. Зухд – состояние, в котором человек не переживает из-за мирского, не думает о нем и делает на этом свете только то, что полезно для Aхирата. Зухд рождается пониманием того, что все мирское в сравнении с будущей жизнью намного ничтожнее, чем пылинка по сравнению с бриллиантами. И от такого понимания рождается довольство мирским в необходимом количестве – это и есть прожиточный минимум на день, месяц или год. Если человек начинает делать запасы на больший срок, то он переходит все границы зухда. Это касается пропитания, но примерно таковы же требования к одежде и жилью. Необходимо также знать о том, что зухд рождается в сердце. Самый богатый человек – пророк Сулаймaн (мир ему) – обладал высшей степенью зухда. А если нищий мечтает о большом количестве мирских благ и переживает за них, то он ни в коей степени не станет обладателем зухда.

Если человек отрекся от мирского и думает, что он пожертвовал чем-то, имеющим значение, то значит, он все-таки придает значение мирскому, тогда как в понимании умных людей мирское ничтожно. Поэтому и это не будет зухдом. Все мирское богатство по сравнению с вечным миром ничтожнее, чем еда, которую дают собаке, ибо Aхират – это вечность.

 

Степени зухда

Первая степень: человек любит мирское, но борется с нафсом. Он еще не отказался от мирского. Но это начало зухда.

Вторая степень: человек избегает мирского, не любит его, так как знает, что любовь к мирскому и его приобретение несовместимы с наслаждением Aхирата. Он подобен тому, кто жертвует долларом, чтобы купить жемчуг, хотя он любит доллары, он знает, что жемчуг намного ценнее.

Третья степень: у человека нет ни любви, ни отвращения к мирскому, оно ему безразлично. Для него богатство подобно воде в море. Обладающие таким зухдом расходуют то, что у них есть, на необходимые цели, а если состояния нет, то они и не желают его. Это самая высокая степень, поскольку, если человек любит или ненавидит мирское, то значит, мысли о нем обязательно будут присутствовать в его сердце, которое не освобождается для постоянного поминания Аллаха.

Причины, способствующие зухду, бывают трех степеней. Самая низкая степень – это отказ от мирского из боязни попасть в ад. Вторая степень – это зухд, вызванный надеждой на получение милости Аллaха в Aхирате. Третья, самая высокая, степень – это отрешенность от всего, кроме Аллaха, очищение души и пренебрежение всем, кроме Аллaха. Это и есть зухд тех, кто познал Аллaха. Полноценный зухд невозможен без терпения (сабру) и довольства волей Аллaха.

Мы всегда нуждаемся в терпении: и для совершения богослужения (ибaдата), и для отказа от греховного, и в разных бедах и нуждах и т. д. А довольство – это еще выше по степени, чем сабру, потому что человек не только терпеливо переносит эту жизнь и ее трудности, но и доволен всем тем, что ему пришлось пережить, видя в этом мудрость Всевышнего.

Из всего вышесказанного следует, что для обладания одним хорошим качеством в совершенстве нужны и другие хорошие качества. Да вознаградит Аллaх по Своей милости всех нас похвальными качествами и очистит от качеств порицаемых и губительных для нашей души. Aмин.

Есть один большой нимат –

И тауба названье ему.

При соблюдении всех условий

Аллaх очищает нас от грехов.

 

islamdag.ru

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Махачкале задержали подозреваемого в серии мошенничеств

Оперативники задержали в Махачкале 23-летнего жителя Новолакского района, подозреваемого в серии мошенничеств.  Молодой человек просил у незнакомцев, у прохожих, деньги,...

Завершается всероссийское онлайн-голосование за объекты благоустройства

Завершается  всероссийское онлайн-голосование за объекты благоустройства в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды». Проголосуйте за любимые места вашего города...

Новости Прокуратуры г. Махачкалы

Прокуратурой г. Махачкалы по обращению заявителя проведена проверка исполнения законодательства при выплате заработной плате в ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный...

Стартовал IV Всероссийский конкурс этнокультурных выставочных проектов «Виртуальный тур по многонациональной России»

Ресурсный центр в сфере национальных отношений» при поддержке ФАДН России проводит в период с 15 мая по 20 сентября...
spot_imgspot_img

C праздником Курбан-байрам!

Уважаемые махачкалинцы! Сердечно поздравляю всех мусульман с одним из самых почитаемых праздников – Курбан-байрам! Являясь символом высоких нравственных качеств, преемственности...

С Днем социального работника!

Уважаемые работники и ветераны социальной службы города Махачкалы! Дорогие друзья! Сердечно поздравляю вас с Днем социального работника! Этот праздник,...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам