Разрешено ли, согласно исламу, отдать в качестве взяток деньги или вещи как откуп от караемых законом действий?
Согласно исламу взятка – это что-то, имеющее материальную ценность (деньги, имущество и т. д.), даваемое должностному лицу как подкуп в качестве оплаты караемых законом действий с целью вынесения выгодного для просителя решения или его отмены.
Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проклял тех, кто дает и берет взятки с целью принятия нужного (судебного) решения» (передали от ат-Тирмизи №1336).
Известный ученый-богослов имам ан-Навави в своей книге «Равзат ат-талибин» пишет: «Запрещено (харам) отдавать (судье и тому подобному) взятку с целью, чтобы он вынес правильное решение или же чтобы вообще не выносил этого. Однако если он отдаст деньги или имущество, чтобы восторжествовала истина, то это не запрещено» [См.: Равзат ат-талибин, т. 11, с. 143].
Имам ад-Дамири в своей книге «Ан-надж аль-вахадж» пишет: «Все ученые ислама единогласны, что дача взятки – “ар-ришва” кому бы ни было: правителям, имамам, работникам любых должностей, запрещена» [См.: Ан-наджм аль-вахадж, т. 10, с. 198].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Если у человека возникла крайняя необходимость, то он может прибегнуть к даче взятки для вынесения справедливого решения, и ему грех не запишется. А если же человек дает или берет взятку для вынесения несправедливого решения, то он впадает в грех.
Отдел фетв Муфтията РД