«Корабли постоят и ложатся на курс, но они возвращаются сквозь непогоду…» Именно с этой песни, а вернее, теперь уже и стихотворения, начал свое обращение к дагестанской публике Никита Высоцкий – режиссер, актер театра и кино, директор культурного центра-музея «Дом Высоцкого на Таганке» и сын легендарного Владимира Высоцкого.
На встречу с ним 10 ноября пришли все, кому небезразлично творчество Высоцкого-старшего и интересен Высоцкий-младший. Зрители собирались у Театра поэзии задолго до начала встречи: теребили в руках пригласительные, увлеченно разговаривали друг с другом. Все чинно, спокойно и как-то по-особенному интеллигентно. К назначенному времени появился сам Никита Владимирович, которого встречало руководство театра.
Небольшая сцена только добавляла ощущение некой ламповости, где есть гитара, портрет Владимира Высоцкого и микрофон.
«Эта песня “Корабли” уже после смерти отца не по своей воле обрела не тот смысл, который он изначально вкладывал. Все знают, что между днем его рождения 25 января и днем его смерти – 25 июля ровно 6 месяцев. В эти полгода он как будто возвращается. Поэтому фраза “я, конечно, вернусь, не пройдет и полгода” почти материализуется. Он возвращается, он звучит из магнитофонов, телевизоров, радио, компьютеров. О нем спорят, как будто он живой, о нем врут, как будто он может ответить на эту клевету. Всего этого становится много. Он возвращается к тем, кого он любит», – рассказал Никита Высоцкий.
Во время своего выступления сын поэта и музыканта отвечал на вопросы, читал стихи и рассказывал, каким запомнился ему отец.
По его словам, он был довольно скромным человеком: в начале своей карьеры жил на съемных квартирах, но не жалел денег на составление личной библотеки, где были произведения Пастернака и Набокова.
Никита Владимирович не раз подчеркивал, что Высоцкий был Гамлетом своего времени. Отсюда и небывалый успех одноименной театральной постановки, достаточно смелой для того времени – где не было традиционных костюмов, а главный герой носил черный свитер. Примечательно, что в постановке театра на Таганке не было последней сцены – когда Фортинбрас приказывает похоронить принца Датского с королевскими почестями.
«Эта сцена состоялась 28 июля 1980 года в этом же театре на Таганской площади просто в самой жизни. Море людей. Очередь сразу выстроилась от театра до Кремля в несколько километров. Мы ехали в катафалке, а нам под колеса кидали цветы. Не было никакой давки, ни одного бранного слова», – вспоминал сын артиста, которому на тот момент было 16 лет.
Отвечая на вопросы из зрительного зала, Никита Высоцкий поделился, что помнит своего отца в двух образах – сценическом и совершенно домашним человеком, что-то готовящим на кухне для своего сына или гуляющим с ним в воскресный день в парке Горького.
Несмотря на то, что артист мог сделать карьеру на Западе, он даже не рассматривал идею остаться за рубежом. Он хотел попробовать свои силы в Голливуде. Был ли Высоцкий верующим? Да, был – отвечает Никита Владимирович. Причем певец крестился незадолго до смерти и был отпет в церкви. Вопросов было множество – спрашивали и про Марину Влади, и про подражение других артистов, и даже про то, почему Евтушенко и Вознесенский так и не признали в Высоцком поэта.
Это была удивительная возможность узнать о человеке не из воспоминаний современников, а от сына, который был с ним с самого рождения и до 16 лет.
Владимир Высоцкий многогранен. И песни, и стихи, работы на ТВ и в театре – наследие страны, ее отражение. Практически двухчасовая беседа с его сыном еще раз это подтвердила. На память Никите Высоцкому была подарена сабля работы кубачинских мастеров от почитателей таланта барда с надеждой, что она будет представлена в музее имени артиста.
Шуана МАГОМЕДОВА