Дагестан как мост между мусульманским миром и Россией


В каком направлении следует развиваться Дагестану для достижения хотя бы средних экономических показателей по стране? Споры по данному вопросу продолжаются не один год. «Пути экономического развития Республики Дагестан» – на эту тему 20 ноября в конференц-зале ДГУ прошло заседание дискуссионно-аналитического центра «Альтернатива».

 

ВЫСЛУШАЛИ МНЕНИЯ

В дискуссии с участием журналистов, представителей общественных организаций и экспертов должен был участвовать министр экономики и территориального развития РД Осман Хасбулатов.

Но ответственного за экономику чиновника слушатели так и не дождались – его отсутствие объяснили необходимостью присутствовать на другом мероприятии.

Модератор встречи Тамерлан Магомедов пояснил, чем была вызвана необходимость обсуждения перспектив развития республики.

Обновление кабинета министров, ожидание экономического рывка – эти и другие вопросы активно обсуждаются общественностью.

Как полагает журналист и политолог Эдуард Уразаев, причин экономической отсталости республики несколько. Среди них – ограниченность природных ресурсов, рост населения и в связи с этим увеличение социальной нагрузки.

«Бюджет не может выделять достаточно больших средств в реальную экономику. 70-80% бюджета приходится тратить на социальную сферу. У нас фактически сформировалась сервисная экономика с огромным сектором в сфере услуг и торговли. Производственная часть развита слабо. Предпринимаются попытки “раскрутить” экономику на основе развития агропромышленного комплекса и туристического сектора. Но инвестиций в эти направления вкладывалось мало, если и выделялись средства, они не всегда использовались эффективно», – рассказал Уразаев.

Он предложил больше финансов направлять на субсидирование процентной ставки кредитных средств, которые берут предприниматели, реализующие перспективные бизнес-проекты.

Как полагает общественник Альберт Эседов, связка политики и экономики в республике не всегда лучшим образом сказывается на развитии бизнеса.

«Многие главы сел и муниципальных образований не заинтересованы, чтобы на вверенной им территории появился бизнес, на который они не будут иметь влияния. Этот бизнес, как полагают чиновники, впоследствии может играть против них в политической сфере на выборах. Необходимо наладить такую систему, чтобы инвестор в республике вкладывался независимо от смены власти и не под конкретного руководителя», – считает Эседов.

Заместитель директора ГБУ РД «Дом дружбы» Георгий Гарунов рассказал, что долгое время занимался бизнесом.

«Если государство заинтересовано в развитии малого и среднего бизнеса, оно должно сделать так, чтобы это было удобно. Открыть и закрыть фирму – без бюрократических проволочек, налоги должны быть понятны. Чтобы зарабатывать было выгодно мне, кому я оказываю услуги и государству. Но сейчас предпринимателям проще уйти в тень», – говорит Гарунов.

«Дагестан является субъектом России. И все проблемы российской экономики отражаются в республике в гипертрофированном виде, поскольку Дагестан является депрессивным регионом и живет большей частью за счет дотаций из федерального центра. Это не вина, а беда дагестанской экономики», – считает проректор ДГУ по воспитательной и социальной работе, заведующая кафедрой мировой и региональной экономики Мадина Магомедова.

Главный экономист фонда «Реальная политика» Халил Халилов в своем выступлении рассказал, что в республике не видно понятного направления движения в экономическом плане.

«Не знаем, куда движемся, что больше поддерживаем. Не видно приоритетов. Разрабатываются стратегии, программы. Пока одну стратегию согласуют, утвердят, она устаревает. Обратить внимание следует на приоритет технологий, а не отраслей», – сказал экономист.

По словам руководителя Центра исламских исследований Северного Кавказа Руслана Гереева, в Дагестане происходит отток капитала, и в связи с этим неясно, кто будет поднимать экономику.

«Я пообщался со знакомыми бизнесменами. Один строитель “свернулся” из Каспийска и уехал в Подмосковье. Еще один свой овощной бизнес переносит в другой регион. Уходят в подполье обувные цеха, которым в Правительстве РД обещали поддержку, но все осталось на словах», – говорит Гереев.

Общественник Тамерлан Гаджиев в качестве приоритетной отрасли дагестанской экономики назвал пищевую промышленность.

«Многие уповают на туристический кластер. Считаю, что туризм – это даже не тепловоз, а предпоследний вагон. Он реально не развивает экономику. Нужно развивать не сколько сельское хозяйство, а именно пищевую промышленность. В советское время это понимали и подняли консервную промышленность в республике», – высказал мнение Гаджиев.

 

НУЖЕН ДИАЛОГ

Председатель Кавказского политико-экономического клуба «Развитие регионов: Стратегия – 2050», профессор Сергей Дохолян, резюмируя выступления, отметил, что в Дагестане очень мало постоянно действующих площадок, где могли бы собираться эксперты, журналисты, предприниматели для обсуждения текущих вопросов. При этом он добавил, что с большим трудом удается привлекать на подобные мероприятия представителей власти. Поэтому одна из причин сложившихся в республике проблем – отсутствие диалога с бизнесом, закрытость власти.

«Россия очень богатая страна, вопрос в другом – как распределяются эти богатства. Система финансирования в стране устроена таким образом, что из 85 регионов около 80 – дотационные.

Может, проблема в самой системе финансирования регионов? Есть разные системы дотационности. Если в Центральном федеральном округе размер дотаций составляет от 7 до 12 процентов, то в СКФО от 60 до 90%», – говорит Дохолян.

 

ВЫЙТИ ЗА ГРАНИЦЫ

Вице-президент Ассоциации по связям с соотечественниками за рубежом «Ватан», член экспертного совета при Антитеррористической комиссии РД, политолог Шафи Акушали специально для «МИ» озвучил некоторые свои выводы относительно экономического развития республики.

«Сегодня Дагестан, безусловно, является как проблемой, так и точкой роста. Конечный результат будет зависеть от компетенции и мудрости новой политической элиты, которую формирует сегодня руководство республики.

Проблемы, которые присутствуют сегодня в экономике, достаточно серьезные. Республика по всем показателям социально-экономического развития находится в нижней части перечня субъектов Российской Федерации.

Программы социально-экономического развития СКФО и подпрограммы развития Дагестана до 2025 года констатируют только сокращение отставания по макроэкономическим показателям от среднероссийского уровня с 2025 года. Получается, что мы обречены находиться до 2025 года как минимум в хвосте развития страны.

Я не раз озвучивал направления, в которых Дагестан может участвовать и стать одним из стратегических игроков в системе международных экономических отношений. Например, участие республики в программах поставки экологически чистого продовольствия в страны ближнего Востока. Такая продукция сегодня занимает на глобальном рынке не более двух процентов от мирового объема в своем сегменте, а востребованность очень сильно растет. Кроме того, имеются потребности в поставках лекарственных трав для дальнейшей переработки и выхода на рынок фармакологии.

Сегодня республики Северного Кавказа не могут конкурировать по поставкам овец с австралийцами потому, что по статистике в России один чабан обслуживает около 500 овец, тогда как в Австралии семья фермеров содержит более 50 тысяч овец. Естественно, мы неконкурентоспособны по причине высокой себестоимости.

Сможет ли Дагестан конкурировать в глобальном мире? В нынешней ситуации мы видим два основных преимущества региона. Это геополитическое положение, и синтез культур мусульманского мира и постсоветского пространства. Дагестан может быть мостом между мусульманским миром и Россией, стать точкой роста влияния России в арабском мире и на Востоке в целом. Ранее местные элиты не были готовы принять этот вызов.

Нужно думать об инвестициях в политическую стабильность. Нет ни одного правительства Дагестана за последние 25 лет, которое привлекало бы инвестиции в политическую стабильность, например, от Европейского банка реконструкции и развития, от Исламского банка развития, от Всемирного банка. А ведь Россия является соучредителем ЕБРР и обязана обеспечить проекты в регионах. Но сегодня в Дагестане нет ни одного стратегического проекта. Почему? В этом были виноваты только местные элиты, препятствовавшие реализации проектов из-за отсутствия должного профессионализма», – рассказал Шафи Акушали.

 

 

Тимур Алиев

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Фестиваль народного творчества «Мир традиций – мир России» откроется сегодня в Дагестане

В рамках развития международной культурной коммуникации СКФО сегодня в столице Дагестана откроется фестиваль народного творчества «Мир традиций – мир...

В Дагестане задержали женщину, подозреваемую в подготовке теракта на 9 Мая

По подозрению в подготовке террористического акта в Хасавюрте задержали местную жительницу, сообщают СМИ со ссылкой на Центр общественных связей...

Новый устав Махачкалы обсудят на публичных слушаниях

Публичные слушания по проекту Устава городского округа «город Махачкала» назначены на 29 мая в 15:00, местом проведения выбран актовый...

В Дагестане определены победители регионального чемпионата «Абилимпикс»

Победители и призеры регионального чемпионата «Абилимпикс» определены в Дагестане. Соревнования по профессиональному мастерству среди инвалидов и людей с ограниченными...
spot_imgspot_img

В столице Дагестана демонтировали очередную самовольную постройку

Администрация Махачкалы проводит планомерную работу по выявлению и сносу самовольных построек. Очередной такой объект городскими властями был установлен в...

Бывшую сотрудницу газовой службы Махачкалы будут судить за гибель двоих детей

В столице Дагестана завершено уголовное дело в отношении бывшей сотрудницы городской службы эксплуатации газового хозяйства, которую обвиняют в гибели...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам