Исра – путешествие Пророка (с.а.с.) из мекканской мечети Аль-Харам в мечеть Аль-Акса в Аль-Кудсе (Иерусалим). Ми‘радж – последовавшее за этим вознесение Посланника (с.а.с.) на небо и достижение того места, о котором нет знания ни у ангелов, ни у джиннов, ни у людей.
Ибн Сад говорит, что Исра валь-Ми‘радж произошло за 18 месяцев до хиджры (переселения). Перенесение и вознесение Пророк (с.а.с.) совершил телом и душой. Поэтому Исра валь-Ми‘радж является одним из удивительнейших чудес, которыми Аллах почтил Своего Любимца (с.а.с.).
В священном Коране сказано (смысл): «Слава Тому, Кто перенес ночью раба Своего из мечети запретной (Масжиду аль-Харам) Мекки в мечеть аль-Акса в Иерусалиме, окрестности которой благословили разными плодами и реками для того, чтобы показать ему Нашу удивительную мощь. Воистину, Всеслышащий Он, Всевидящий» («Исра», 1).
Перенесение в Иерусалим и вознесение являются в жизни Пророка (с.а.с.) великим чудом, которое даровал ему Аллах. Это произошло после того, как Пророк (с.а.с.) в течение десяти лет проповедовал мекканцам, призывая их к исламу, но в ответ получал только насмешки, унижения и обиды.
В ночь вознесения аль-Исра валь-Ми‘радж Пророк Мухаммад
(с.а.с.) спал возле почтенной Каабы в месте, называемом «хиджру Исмаил», между Хамзатом
и Жахфаром.
По одной версии тогда к Пророку (с.а.с.) пришли три ангела: Джабраил, Микаил и Исрафил. Они забрали Пророка (с.а.с.) так, что спящие рядом не узнали об этом. Джабраил с Пророком (с.а.с.) пришли к источнику Зам-Зам, где Джабраил рассек ему грудь без боли и крови, после чего вытащил сердце и промыл его три раза и потом наполнил его мудростью и верой, и поставил на нем печать пророчества. Затем сердце вложили обратно и сжали грудь – и стало оно биться, как прежде. Потом подвели к нему животное под названием «Бурак». Имам Муслим приводит от Анаса ибн Малика хадис об этом: «Ко мне привели Бурака. Это длинное белое животное, выше осла, ниже мула. Он быстро достигал любой цели, которой достигал взор. Я ехал на нем, пока не достиг Байтуль-Мукаддаса, по пути мы останавливались в Медине, где я совершил два рааката. Также мы остановились в местности Мадян возле дерева пророка Мусы, где я совершил молитву в два ракаата, потом продолжили путь, пока не достигли горы “Тур Асайна”, где пророк Муса разговаривал со Всевышним, я также совершил два ракаата там, после чего мы достигли места, где родился пророк Иса сын Марьям, здесь тоже совершил я два ракаата».
На каждой остановке спрашивал Джабраил Пророка (с.а.с.): «Разве ты не знаешь, где совершаешь намаз?» Пророк (с.а.с.) отвечал: «Не знаю» – после чего Джабраил рассказывал ему, что это за место.
Когда они прибыли в Иерусалим в мечеть Аль-Акса, Пророк (с.а.с.) привязал Бурака к кольцу, к которому привязывали животных все пророки, а затем вошел в мечеть и совершил коллективный намаз в два ракаата вместе со всеми пророками в качестве имама.
Затем, когда он вышел из мечети, к нему подошел Джабраил с двумя сосудами, в которых было вино и молоко, и предложил выбрать. Выбор Пророка (с.а.с.) пал на молоко. Джабраил же на это сказал: «Ты выбрал чистоту».
Вскоре они вознеслись на Первое небо. Там Джабраила спросили: «Кто ты?» Он ответил: «Джабраил». Тогда его еще раз спросили: «А кто с тобой?» И он ответил: «Мухаммад». «Он послан?» «Да, он уже послан», – ответил Джабраил. Когда открылись небесные врата, увидели Адама, который поприветствовал Пророка (с.а.с.) и просил у Аллаха для него блага.
После этого они вознеслись ко Второму небу. Ему задали те же вопросы, и он ответил точно так же. Подобное происходило на каждом из небес. На Втором небе Пророк (с.а.с.) встретил пророка Ису сына Марьям и Яхью ибн Закарью, на Третьем – Юсуфа, которому была дарована половина красоты мира, на Четвертом – Идриса, на Пятом – Харуна, на Шестом – Мусу, на Седьмом – Ибрахима, прислонившегося к Байтуль Мамур, в который каждый день заходят семьдесят тысяч ангелов и больше не возвращаются к нему. После этого он с Джабраилом дошел до местности Сидратуль Мунтаха – предела всего, до чего можно добраться. Ни один из ангелов не может перейти этот рубеж. Даже Джабраил, остановившись, сказал: «Тут заканчивается моя степень. О, Любимец Аллаха (с.а.с.), если я сделаю еще один шаг, то сгорю».
Пророк (с.а.с.) пошел вперед один.
Продолжение следует
Абдулла Магомедов, теолог ислама