– Я водитель с 30-летним стажем. Недавно почтальон принес домой извещение о штрафе, но из-за нерасторопности ответственных служб я потерял возможность оплатить штраф с 50-процентной скидкой. Могу ли я восстановить право на льготный период?
Разъяснение юриста: имеете право. В российском судопроизводстве уже имеются подобные прецеденты. Так, летом 2016 года гражданин Ю. А. Рейнхиммель превысил скорость. Копия постановления о нарушении пришла ему по почте слишком поздно, 20 дней уже прошли. Водитель обратился с жалобой сначала в ГИБДД, где ему отказали, а затем в районный суд. Районный суд тоже отказал в ходатайстве, но водитель пошел на принцип и обратился в Конституционный суд РФ.
Там посчитали, что должностное лицо обязано вовремя уведомлять водителя о нарушении, чтобы у него была возможность обжаловать постановление или оплатить его со скидкой. Рейнхиммелю восстановили льготный срок оплаты, а в 2018 году в КоАП РФ были внесены изменения. Теперь по закону водитель имеет право обратиться с жалобой, если постановление о нарушении задержалось или не пришло, а должностное лицо обязано восстановить скидку.
Чтобы восстановить право на льготный период, вам нужно обратиться в местное ГИБДД, если ведомство откажет, можно обратиться в районный суд, а если откажут и там – в вышестоящий.
Главное – доказать, что вы не получили письмо по уважительной причине. Каких-то конкретных критериев уважительности причин в законе нет, удовлетворить ли жалобу, решает суд.
Три самых распространенных основания:
– Ведомство, которое вынесло штраф, поздно передало копию постановления на почту.
– Почта поздно отправила уведомление о заказном письме или письмо потерялось.
– Почта отправила письмо на ошибочный адрес.
– У гражданина отсутствовала реальная возможность получить постановление и оплатить штраф со скидкой.
Конституционный суд дополнительно разъяснил, что единственный официальный источник данных – это Почта России. Даже если водитель мог увидеть штраф на Госуслугах или официальном сайте ГИБДД, он должен получить бумажное постановление вовремя. Если не получил, может подать жалобу и восстановить скидку.