Абдуррахман Казикумухский – летописец истории

Казикумух или, как его сегодня называют, Кумух издавна являлся не только историческим центром лакцев, но и родиной множества богословов и праведников.

Джамалуддин Казикумухский – выдающаяся личность эпохи Кавказской войны и шейх Накшубандийского тариката. Его роль в борьбе горцев за свою веру и свободу просто невозможно переоценить. Сам имам Шамиль постоянно обращался к нему за советами по вопросам государственного правления, международных отношений и права. Под стать отцу был и сын Джамалуддина Аль-Кумухи – Абдуррахман Казикумухский.

Абдуррахман Аль-Кумухи родился 1 февраля 1837 года в селении Казикумух. Благодаря своему отцу, крупному ученому и шейху Джамалуддину Аль-Кумухи, он с раннего возраста приобщился к изучению мусульманских наук и получил традиционное для своего времени образование. Несмотря на то, что с момента своего появления на свет со своей родней находился в эпицентре Кавказской войны, он смог помимо других наук основательно изучить мусульманское право, арабскую грамматику и поэзию. Отец Абдуррахмана шейх Джамалуддин и предводитель кавказских горцев имам Шамиль с самого первого момента своего знакомства были очень близки и дружны между собой. Когда подросли сыновья Казикумухского шейха Абдуррахман и Абдуррахим, эта связь укрепилась еще больше. Они оба женились на дочерях имама Шамиля: Абдуррахим – на Фатимат, а герой нашего рассказа Абдуррахман – на Нафисат. Став зятем имама, Абдуррахман еще больше сблизился с ним и стал его доверенным человеком. С этого момента он неотступно следовал за Шамилем. Был он вместе с ним и в Гунибе – последнем оплоте имама Шамиля, где вел переписку имама с командованием царской армии. После завершения Кавказской войны и отправки Шамиля в почетную ссылку Абдуррахману, которому на тот момент было 23 года, посчастливилось со своей женой Нафисат и братом Абдуррахимом оказаться в составе лиц, сопровождавших имама в Калугу. Вдали от родины Абдуррахман показал себя способным, умным и ученым человеком. Его образованность и талант заметили и представители царских властей. Аполлон Руновский, состоявший приставом при Шамиле на время его пребывания в Калуге, писал об Абдуррахмане следующее: «Старший брат очень привержен своей религии и много интереса находит в чудесах, описываемых мусульманскими книгами, к которым он питает доверие неограниченное. За все за это, а также за великую грамотность Шамиль питает к нему большое расположение…». А калужский губернский воинский начальник писал о том, что при таких достоинствах он мог быть «полезным даже для службы на Кавказе в качестве переводчика или состоять при местном управлении Т-Х.-Шура». В Калуге Абдуррахман находился шесть лет и за это время научился довольно свободно говорить, писать и читать на русском языке. Здесь же он написал и свои мемуары о шамилевской эпохе «Хуласат ат-тафсил ʻан ахвал ал-имам Шамвил» («Краткое изложение подробного описания дел имама Шамиля»). Этот труд богослова впервые показал Россию глазами горца и представляет для науки большую ценность. Позднее ученый написал еще несколько исторических сочинений, среди которых «Сукут Дагистан ва Чачан би-йара‘али ‘Усман фи санат 1294/1877» («Падение Дагестана и Чечни вследствие подстрекательства османов в 1294 г.х./1877»). Рукопись этого сочинения, написанного на арабском языке, была обнаружена в фондах Грузии и введена в научный оборот Наной Георгиевной Канчавели. Сочинение, завершенное 1 января 1883 года, повествует о восстании в Чечне и Дагестане, вызванном начавшейся русско-турецкой войной, авторском понимании причин распространения восстания, подавлении и последствиях его для населения Дагестана. Причины восстания автор видит в пропаганде турок, подкупавших руководителей восстания, и в стихийном выступлении горцев, надеявшихся на помощь турок. Еще одним, пожалуй, самым известным и значимым трудом Абдуррахмана из Казикумуха стал знаменитый исторический трактат «Тазкират Саййид Абдаррахман ибн устад шайх ат-тарика Джамаладдин ал-Хусайни фи байан ахвал ахали Дагистан ва Чачан» («Книга воспоминаний Сайида Абдуррахмана, сына устаза, шейха тариката Джамалуддина Ал-Хусейни о делах жителей Дагестана и Чечни») или коротко «Тазкират» («Воспоминания Абдуррахмана»). В нем на 624 страницах богослов рассказывает о своем отце Джамалуддине, о его учении тарикате, о трех имамах — ГазимухаммедеГамзате и Шамиле, о распространении идей шариата в горах и ряде других важных событий и фактов.

Этот труд богослов написал, будучи в Тифлисе, куда он отправился после вынужденного возвращения из Калуги в Дагестан. Причинами этого возврата стали неблагоприятные климатические условия и прогрессирующая болезнь жены. В 1866 г. Нафисат скоропостижно скончалась, и с позволения царских властей Абдуррахман привез тело супруги в Дагестан и похоронил на ее родине в ауле Гимры.

В Тифлисе богослов задержался ненадолго, в 1871 г. он был переведен в распоряжение начальника Дагестанской области и вновь поселился в Казикумухе, где в начале 90-х годов XIX века работал кадием. В 1901 году Абдуррахман Аль-Кумухи после непродолжительной болезни скончался и был похоронен на своей родине, в селении Казикумух.

 

Махач ГИТИНОВАСОВ, историк ислама

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Владелица салона сотовой связи в Махачкале арестована за мошенничество на 10 млн рублей

Кировский районный суд Махачкалы заключил под стражу владелицу салона сотовой связи «L-mobile» в Махачкале по обвинению в мошенничестве, сообщает...

Глава СКР взял на контроль проверку в частном детсаду Махачкалы

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял на контроль проверку по информации о нарушении прав воспитанников частного детского сада...

В Махачкале прошла акция по посадке деревьев, приуроченная к 80-летию Победы

Общественная палата Махачкалы провела в столице Дагестана акцию по посадке деревьев, приуроченную к 80-летию Великой Победы и Году защитника...

Лжеюрист из Астрахани обманным путем получила от 18 жителей Дагестана крупную сумму денег

Мошенница из Астрахани обманным путем получила крупную сумму денег от 18 жителей Дагестана. Девушка, выдавая себя за юриста, подыскивала...
spot_imgspot_img

В Дагестане 29 апреля объявлен нерабочим днем по просьбе православных христиан республики

По многочисленным обращениям православных христиан Дагестана 29 апреля объявлен в республике нерабочим днем. В этот день отмечается православное поминовение...

Махачкалинца ждёт суд за оставление в опасности, повлекшее смерть человека

Прокуратура Ленинского района Махачкалы направила в суд уголовное дело в отношении местного жителя, обвиняемого в оставлении в опасности, повлекшем...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам