Коран – это речь Аллаха, последнее Божественное Писание, Книга, являющаяся неисчерпаемым источником полезной и необходимой для человека информации.
Передают со слов Усмана, что Пророк (с.а.с.) сказал: «Лучшим из вас является тот, кто изучает Коран и учит ему (других)». Поистине, Коран – это великое знамение Аллаха, вечное божественное чудо, указывающее на истинность пророчества Посланника Аллаха (с.а.с.).
Коран – наставник на прямой путь, путеводитель, приводящий к мирскому и вечному счастью.
Коран – единственная Книга Всевышнего, которая дошла до наших дней в чистом, первозданном виде. Он вбирает в себя сущность всех предыдущих священных Книг (Тора, Евангелие, Библия), устраняя все излишества, недостатки, замены и другие изменения, сделанные человеком по его ограниченности. Коран включает в себя все необходимое, что содержалось в предыдущих Книгах, упразднив предписания, которые относились только к определенным народам, став тем самым источником ответов на актуальные вопросы. По структуре, содержанию и форме изложения Коран не похож ни на какую другую книгу и поэтому каждый человек понимает его по мере знаний, которые имеет, но по-настоящему глубоко ее могут понять только люди, имеющие соответствующие религиозные знания и отвечающие определенным требованиям.
Ниспослание Корана – это важная тема, т.к. знание об этом укрепляет нашу веру в то, что Коран – это речь Аллаха, укрепляет веру в Пророка Мухаммада (с.а.с.) и в то, что он говорил не по прихоти своей, а по откровению Господа, Создателя миров. Коран ниспосылался в три этапа. Сначала Священная Книга была ниспослана на Лавху-ль-Махфуз (Хранимая Скрижаль), о чем нам говорит следующий аят (смысл): «Но это истинно достославный Коран, что находится в Хранимой Скрижали («аль-Бурудж», 21-22).
Затем Коран низвели до байтуль-иззат. Об этом свидетельствуют аяты (смысл): «Истинно, Мы ниспослали его (Коран) в благословенную ночь» («Ад-духан», 3). «Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в ночь предопределения» («аль-Кадр, 1). «Mecяц Рaмaзaн, в кoтopый ниcпocлали Kopaн» («аль-Бакара», 185). И, наконец, в третий раз Коран был ниспослан по аятам в сердце Мухаммада (с.а.с.) посредством ангела Джабраила в виде откровений. Смысл: «Верный Дух (ангел Джабраил) снизошел с ним на твое сердце, чтобы ты стал предостерегающим. И ниспослан Коран на ясном арабском языке» («Шуара», 195-193).
Как нам известно, Коран был ниспослан не сразу в виде книги, а по одному, двум, пяти или десяти аятам, по мере необходимости или возникновения определенных вопросов приблизительно в течение двадцати трех лет. Это стало причиной возмущения и протеста иудеев и язычников. И как бы упрекая, они стали спрашивать, почему Коран не снизошел от Аллаха сразу, как, например, Тора? Они видели в этом недостаток, тогда как на самом деле в поэтапном ниспослании Корана кроется мудрость. Об этом мы можем узнать из двух аятов (смысл): «Мы ниспослали Коран раздельно, чтобы ты читал его людям не спеша» («аль-Исра», 106). «Мы ниспослали его таким образом, чтоб укрепить твое сердце, и читали Мы его спокойным чтеньем» («аль-Фуркан», 32). Как мы видим, эти два аята объясняют причину поэтапного ниспослания и дают нам понять, что упреки иудеев и язычников были абсолютно неуместны. Рассмотрим подробнее преимущество поэтапного ниспослания.
- Укрепление сердца Пророка (с.а.с.)
Это явствует из аята – «чтоб укрепить им твое сердце». Конечно, Пророк (с.а.с.) очень нуждался в этом, ведь ему часто приходилось встречаться с невежеством и упрямством людей. Несмотря на все усилия Пророка (с.а.с.) наставить на истинный путь жителей Мекки, многие из них упорно продолжали пребывать в неверии. Так как откровения приходили в самые тяжкие времена, Пророку (с.а.с.) приходилось очень трудно и поэтапное ниспослание способствовало постепенному привыканию к тяжелому состоянию в момент получения откровения и терпению, которое было необходимо при наставлении людей. Некоторые аяты призывали Пророка (с.а.с.) к терпению, рассказывая о нелегкой участи предшествовавших посланников.
Смысл: «Поистине, Мы знаем, что тебя печалит то, что они говорят. Воистину, они не считают тебя лжецом, и все же неверные отрицают знамения Аллаха! Поистине, сочли лжецами и тех посланников, что были до тебя, и им приходилось терпеть то, что их считали лжецами и притесняли, пока к ним не пришла Наша помощь» («аль-Анам», 33-34).
2.Облегчение заучивания наизусть
Коран был ниспослан народу, в котором преобладала безграмотность. Людей, умевших читать и писать, было ничтожно мало. В такой ситуации единственными хранителями Корана были те, кто знал его наизусть. Смысл: «Он – Тот, Кто отправил к неграмотным людям Посланника из их общества. Он читает им Его аяты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости, хотя прежде они пребывали в явном заблуждении» («аль-Джума», 2).
Умар ибн Хаттаб говорил: «Учите Коран по пять аятов». Ибн Асакир передает от Абу Назрата: «Абу Суайд аль-Худрий учил нас Корану по пять аятов утром и вечером». Передается, что и ангел Джабраил приходил с пятью аятами. Все это говорит о том, что форма ниспослания Корана превосходно облегчает заучивание.
- Поэтапное установление законов шариата
Мы хорошо можем себе представить крайне негативную реакцию человека, которому сказали, что ему необходимо в корне изменить свои обычаи и привычки для вступления на путь истины. Учитывая эту специфику человеческого характера, шариатские правила и нормы не устанавливались путем резкого и категорического запрета. Установлению того или иного закона предшествовала подготовка человека к тому, что ему придется изменить свой образ жизни, отказавшись от определенных привычных видов деятельности, которые явно противоречат всем соображениям этики и морали. Поэтому сначала приходили аяты, связанные с вероубеждением и его доказательствами, затем – аяты об этике и морали. И только потом, когда возросло число уверовавших, очистившихся от смрада невежества, Аллах посылал аяты о запретном и дозволенном.
Имам Бухари передает слова Аиши: «Поистине первые из сур рассказывали о Рае и аде, а когда люди начали принимать Ислам, пришло разъяснение дозволенного (халяль) и запретного (харам). Если бы вначале было сказано, что нельзя пить вино (употреблять алкоголь), то люди бы ответили: мы никогда не оставим вина! А если было бы сказано: «Не прелюбодействуйте», – то ответили бы они: мы ни за что не оставим прелюбодеяние!». Тут-то и видны опять смысл и мудрость того, что Коран ниспосылался аятами в течение двух десятков лет.
Имран СЕЛИМОВ