Обязательная милостыня разговения

Закят разговения является особенностью общины Пророка Мухаммада (с.а.с.). Обязательным этот вид закята стал во втором году Хиджры, за два дня до Праздника разговения, в том же году, в котором Всевышний Аллах предписал соблюдение поста в месяц Рамазан. За день или два до разговения Пророк (с.а.с.) произнес проповедь, в которой сказал: «Выплачивайте саа (мера сыпучих тел, равная 2 кг 400 гр) пшеницы или саа фиников, или ячменя за каждого свободного или раба, и маленького, и взрослого».

Одна из мудростей, скрытых в выплате закята уль-Фитр, – Всевышний Аллах прощает недостатки, допущенные в соблюдении поста. В хадисе сказано:

«Пост Рамазана будет находиться между землей и небесами, и только после выплаты закята уль-Фитр пост будет вознесен на небеса» («Джамиуль ахадис» № 13439). То есть закят уль-Фитр способствует принятию нашего поста.

От Ибн Умара передали: «Пророк (с.а.с.) велел выплатить подаяние разговения после поста Рамазана в виде саа фиников или саа ячменя на раба и свободного, на мужчину и женщину, на взрослого и ребенка из мусульман» («Сахих аль-Бухари» №1503 «Сахихал-Муслим» №984). Неверующий также обязан выплачивать закят уль-Фитр, но не за себя, а за своих родственников-мусульман, находящихся на его иждивении.

Тот, у кого нет средств на пропитание для себя и своих иждивенцев более чем на праздничную ночь и праздничный день, считается бедным и не обязан платить закят уль-Фитр, в отличие от того, у кого остается излишек после праздничной ночи и праздничного дня. Излишком считается любое имущество, после продажи которого можно выплатить закят уль-Фитр, за исключением дома – его продажа не обязательна. Наличие долга не является препятствием для выплаты закята уль-Фитр. Тот, кто обязан отдать закятуль-фитр за себя, обязан отдать его и за тех, кто находится на его иждивении. Однако мусульманину нельзя отдавать закят за своего раба, близкого родственника, жену, если они не мусульмане, хотя они и находятся на его иждивении. Сын не обязан выплачивать закят уль-Фитр за свою мачеху. Закят уль-Фитр выплачивается из тех сельхозкультур, от которых взимается закят: пшеницы, риса, кукурузы, фиников, винограда и т.д. Также в качестве закята уль-Фитр можно отдавать сыр и молоко, но с них закят дает только тот, у которого это является основным продуктом питания. Мусульманин обязан отдавать закят уль-Фитр из того продукта питания, которым питается большинство жителей его населенного пункта. Если в населенном пункте существует несколько основных продуктов питания, можно отдать любой из них.

По мазхабу имама Шафии (да будет доволен им Аллах) закят уль-Фитр нужно обязательно выплачивать зерном. Зерно должно быть цельным и хорошего качества.

Отцу разрешается отдавать закят уль-Фитр за своего несовершенного ребенка, даже без его согласия.

При выплате закята необходимо сделать соответствующее намерение, например: «Я намереваюсь выплатить обязательный закят уль-Фитр за себя». Опекуну также необходимо сделать намерение при выплате закята с имущества несовершеннолетнего ребенка и душевнобольного человека. Вакилю, то есть уполномоченному человеку, не обязательно делать намерение во время раздачи закята, если уполномочивающий человек, то есть хозяин, сделал намерение, когда передавал ему свой закят.

Обязательным является совершение намерения сердцем, а произношение намерения вслух является желательным.

ДЛЯ КОГО ОБЯЗАТЕЛЬНА ВЫПЛАТА ЗАКЯТА УЛЬ-ФИТР

Выплата закята уль-Фитр обязательна для свободного мусульманина, который имеет пропитание на день и ночь Праздника разговения для себя и тех, кого он обязан содержать. Также выплата закята уль-Фитр обязательна для неверного, если те, кого он обязан содержать, являются мусульманами.

Если муж беден, а жена состоятельная, то она не обязана выплачивать закят ни за него, ни за себя, но все-таки ей желательно выплатить его, и это будет считаться ее желательной милостыней. Если муж находится далеко, а жена остается без пропитания, то она может для своего пропитания взять в долг на имя мужа что-либо, но прежде ей следует обратиться к имаму, чтобы он оповестил мужа о ее положении и необходимости содержать свою семью. Если разведенная (трехкратным разводом) жена беременна, бывший муж обязан выплатить за нее закят.

РАЗМЕР МИЛОСТЫНИ РАЗГОВЕНИЯ

Закят уль-Фитр выплачивается в количестве одного саа с одного человека тем видом зерна, который больше употребляют в данной местности. Например, пшеница, ячмень, кукуруза, рис, горох, просо, чечевица, финики, изюм и т.д. Если где-то употребляют ячмень, лучше выплатить пшеницей.

ЗАКЯТ УЛЬ-ФИТР ЗА УМЕРШЕГО

С того, кто умер после захода солнца в последний день Рамазана, закят уль-Фитр выплачивается, а если умер до захода солнца – не выплачивается. С ребенка, родившегося в последний день Рамазана, тоже выплачивается, если он останется живым до захода солнца.

САА

Саа равен 2 кг 400 граммам, а для точности лучше выплатить 2,5 килограмма. Согласно мазхабу имама Шафии, нельзя выплачивать денежным эквивалентом. Когда есть трудность выплаты зерном, следуя имаму Абу Ханифы, шафииту разрешается выплачивать деньгами стоимость 1 саа, но следует учитывать, что по мазхабу Абу Ханифы достаточно отдать половину саа, если выплачивают пшеницей или изюмом, т.е. приблизительно 1700-2000 грамм.

ВРЕМЯ ВЫПЛАТЫ ЗАКЯТА УЛЬ-ФИТР

Мусульманские правоведы сошлись на том, что время выплаты закята уль-Фитр – это конец месяца Рамазан, и расходятся только в том, должен это быть заход солнца в вечер разговения или восход солнца в день праздника. Но, несомненно, лучшее время – перед выходом на молитву.

Ибн Умар сказал: «Пророк (с.а.с.) повелел нам выплатить закят разговения до выхода людей на молитву» («Сахих аль-Бухари» №1407).

Закят уль-Фитр разрешается выплатить в начале Рамазана, не дожидаясь конца месяца. Но нельзя его выплачивать до наступления Рамазана. Откладывание выплаты закята после совершения праздничного намаза является нежелательным (макрух). Откладывать выплату закята уль-Фитр до захода солнца дня разговения без причины является грехом (харам). Мусульманин имеет право откладывать выплату закята уль-Фитр, если его имущество находится далеко или, если люди, которые должны получить закят, находятся далеко.

Закят нужно раздать тем людям, которые находятся в населенном пункте выплачивающего. Если здесь нет людей тех категорий, которые могут получить закят, только тогда его переносят в другое место.

Если в начале месяца Рамазан закят не был выплачен, то его нужно выплатить и раздать в том населенном пункте, в котором он находится в момент захода солнца в последний день месяца.

Магомед ГАДЖИЕВ, теолог ислама

Предыдущая статьяХадис №18 2021
Следующая статьяЧиновникам запретили второе гражданство

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Путин о Кажлаеве: «Он обогатил мировую культуру музыкальными традициями Дагестана»

Дагестанский композитор, дирижер, педагог Мурад Кажлаев обогатил мировую культуру музыкальными традициями Дагестана, заявил сегодня, 12 июня, президент России Владимир...

Салман Дадаев поздравил махачкалинцев с Днем России

Глава Махачкалы Салман Дадаев поздравил жителей города с Днем России — праздником, который, как отметил мэр, объединяет всех граждан...

Сергей Меликов поздравил дагестанцев с Днем России

Врио главы Дагестана Сергей Меликов поздравил жителей республики с Днем России. Он отметил, что этот праздник является символом национального...

Мэрия Махачкалы через суд вернула городу земельный участок на 600 кв. метров

Мэрия Махачкалы в судебном порядке вернула в собственность муниципалитета незаконно изъятый земельный участок площадью 600 кв. метров. На этом...

Информация о минировании аэропорта Махачкалы оказалась ложной

Информация о минировании аэропорта Махачкалы, из-за которой из здания эвакуировали людей, не подтвердилась, сообщили 11 июня в пресс-службе аэропорта. «Сообщение...

Афиша мероприятий в Махачкале ко Дню России

Управление культуры Махачкалы 12 июня организует для жителей и гостей столицы региона ряд мероприятий в честь празднования Дня России....

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам