Ид аль-Адха (Курбан-байрам) – главный праздник мусульман. Он приходится на 10-е число месяца зуль-хиджа, т. е. на следующий день после дня Арафа. Последующие за ‘Ид аль-Адха три дня (11, 12 и 13 числа) называют днями ташрика. Начиная с захода солнца накануне дня ‘Ид аль-Адха и до ‘ид-намаза (праздничной молитвы) мусульмане громко читают такбир.
ДЕНЬ АРАФА
Это девятый день месяца зуль-хиджа. Стояние на горе Арафат – главное составляющее хаджа. Соблюдение поста в этот день – желательно. В хадисе, переданном Муслимом и другими, говорится, что, когда Пророка (с.а.с.) спросили о посте в день Арафа, он сказал: «Грехи того, кто будет поститься в этот день, смоются за предыдущий и последующий годы».
НАКАНУНЕ ПРАЗДНИКА
Ночь с 9-го на 10-е зуль-хиджа желательно провести в бдении и во всенощном поклонении. Если нет возможности сделать это, то постарайтесь оживить хотя бы последнюю треть ночи или малую ее часть, если и это невозможно, то постарайтесь хотя бы ночной и утренний намазы совершить коллективно (с джамаатом) в мечети. После полуночи желательно совершить полное омовение по случаю праздника (намерение: «Я намереваюсь совершить полное суннат-омовение по случаю праздника Курбан-байрам во имя Всевышнего Аллаха»), постричь волосы и ногти. Если вы не смогли оживить эту ночь служением Богу, то утром встаньте пораньше, совершите полное омовение, постригите волосы и ногти, наденьте чистую одежду (лучше новую), надушитесь благовониями и, не приняв пищу, отправляйтесь в мечеть для совершения ‘ид-намаза. ‘Ид-намаз совершается так же, как и в день Ураза-байрам.
ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ
В день Курбан-байрама режут жертвенных животных – курбан, раздают садака нуждающимся, посещают родственников, соседей, других единоверцев, посещают могилы родственников, принимают гостей, поздравляют друг друга с праздником, выражают радость и веселье по случаю праздника. Жертвоприношение в день ‘Ид аль-Адха или в последующие три дня ташрика является суннатом, на который особое внимание обращал наш Пророк (с.а.с.). Жертвоприношение в эти дни является высоко награждаемым благодеянием. Жертву приносят за совершеннолетнего мусульманина с соответствующим намерением. Для жертвоприношения можно использовать верблюдов, коров (быков), баранов или коз (другие животные не подходят). Их предпочтительность соответствует порядку перечисления. Верблюда и корову можно резать за семерых, а барана и козу – за одного.
ЧТЕНИЕ ТАКБИРА
Для мужчин желательно читать такбир громко, а для женщин – тихо. В дни праздника жертвоприношений такбир читается и после каждого намаза, начиная с утреннего намаза дня пребывания в долине Арафа до предзакатного намаза третьего дня из дней ташрика.
Такбир читается следующим образом. Вначале два раза произносят: «Аллаху акбар, Аллаху акбар, Аллаху акбар, ля иляха илля-ллаху валлаху акбар, Аллаху акбар ва лилляхиль хамд».
Далее читают: «Аллаху акбар, Аллаху акбар, Аллаху акбар кабира, валь-хамду лилляхи касира, ва субхана-ллахи букратан ва асыля. Ля иляха илля-ллаху валлаху акбар, Аллаху акбар ва лилляхиль хамд». После этого благословляем Пророка (с.а.с.): «Аллахумма салли ‘аля саййиди-на Мухаммадин ва ‘аля али саййидина Мухаммадин ва саллим» («О мой Аллах, благослови и приветствуй нашего Господина Мухаммада и семью нашего Господина Мухаммада!»). Если же прочтете салават «аль-Ибрахимийя», то будет предпочтительней.
ПРАЗДНИЧНЫЙ НАМАЗ
Намаз-‘ид состоит из двух ракаатов. Для совершения намаза-‘ид намерение произносят так: «Я намереваюсь совершить двухракаатный праздничный намаз-суннат по случаю Курбан-байрама во имя Всевышнего Аллаха» Если намаз совершается джамаатом, то к нийяту еще добавляют «вместе с джамаатом» или «за имамом». Как обычно, связывая с нийятом, произносят «Аллаху акбар», одновременно поднимая руки до уровня ушей, и таким образом приступают к намазу. В начале намаза, как обычно, сложив руки под грудью (как при чтении суры “Фатиха”), кто знает, читает молитву “Дуау-ль-ифтитах (“Ваджжахту…”). По окончании этой молитвы, опять поднимая руки, произносят «Аллаху акбар», затем, опустив руки и сложив их под грудью, читают: “Субхбна-л-лбхи ва-ль-хамду лиллбхи ва лб илбха илла ллбху валлбху акбар”. (Пречист Аллах, вся хвала Аллаху и нет никого и ничего (бога, божества), кому следует поклоняться, кроме Аллаха, и превелик Аллах).
После чтения этой молитвы опять поднимают руки и произносят «Аллаху акбар», затем, как и в первый раз, сложив руки под грудью, читают ту же молитву (Субхбна-л-лбхи…). И так шесть раз произносится «Аллаху акбар» (не считая «Аллаху акбар», произнесенный для вступления в намаз) и шесть раз читают «Субхбна-л-лбхи…». После этого в седьмой раз произносят «Аллаху акбар», после чего читают “А‘узу…” и суру «аль-Фатиха». Далее до окончания второго земного поклона все делают как в обычном намазе. Вставая со второго земного поклона для совершения второго ракаата, как обычно поднимают руки и произносят «Аллаху акбар». Затем складывают их под грудью. Затем опять поднимают руки, произносят «Аллаху акбар и опять кладут их под грудью и читают «Субханб-л-лбхи…». И так четыре раза поднимают руки, произносят «Аллаху акбар» (не считая произнесенное вставая с суджды) и четыре раза читают «Субхбна-л-лбхи…». После этого в пятый раз поднимают руки и произносят «Аллаху акбар», затем, сложив руки под грудью, читают суру «аль-Фатиха». Далее все совершают как в обычном намазе.