В издательском доме «Мастер» с января этого года реализуется достаточно интересный и необычный проект «Выставка одной картины», представленный художником и издателем Станиславом Дидковским. Его суть заключается в том, что перед нами не широкая экспозиция работ того или иного художника, а только лишь одна его картина, ведь не всегда есть возможность подготовить обширную выставку и найти для нее подходящую площадку. На сегодняшний день в рамках этого проекта представлена работа Эдуарда Путерброта – дагестанского художника, члена Союза художников СССР и заслуженного деятеля искусств ДАССР (1940 – 1993), презентация же организована Музеем истории театров Дагестана.
ИДЕЯ ПРОЕКТА
Она связана еще и с тем, что в силу тех или иных причин не все художники хотят проводить большие персональные выставки и не всегда есть возможность для этого, а данный проект позволяет им представить какую-нибудь одну свою работу, обсудить ее с коллегами и показать зрителю. Художественное наследие Дагестана богато, и хочется, чтобы у людей было больше возможностей приобщаться к нему, знакомиться с авторами и иметь представление об их деятельности.
К слову, такая практика – выставление лишь одной картины, практикуется во многих музеях мира, раньше она была и в Дагестане. В самом издательстве «Мастер» в целом висят картины многих известных дагестанских художников, а сейчас на его площадке представлен и такой интересный проект. Само издательство открыто для сотрудничества с художниками. Остается вопрос, почему же оно все-таки решило выставить работу Эдуарда Путерброта – художника, которого, увы, уже нет с нами? Выбор связан с прошедшим 80-летием со дня его рождения. К этой дате также в музее истории Махачкалы проходила выставка театрального занавеса «Фрагмент занавеса №16».
В рамках этой экспозиции были представлены театральные занавесы, задники, кулисы, предоставленные Музеем истории театров Дагестана и дагестанскими национальными театрами, в которых работал и с которыми сотрудничал Эдуард Путерброт. Кроме того, были показаны и фрагменты из неопубликованных дневников художника, где он писал о театре. Позже и музей изобразительных искусств подготовил его юбилейную выставку, где были представлены графика, различные этюды, живописные работы и зарисовки, которые были написаны с 70-х годов до начала 90-х годов прошлого столетия.
ВЫСТАВЛЕННЫЕ РАБОТЫ
Первым участником «Выставки одной картины» стал Абдулзагир Мусаев – это художник-монументалист, живописец, художник декоративно-прикладного искусства, участник многих республиканских, зональных, всероссийских и зарубежных выставок, член-корреспондент Российской академии художеств, дважды лауреат Государственной премии Дагестана, преподаватель и заведующий кафедрой живописи художественно-графического факультета ДГПУ. Его произведения находятся в собраниях музея изобразительных искусств и Министерства культуры РД, в Национальном музее имени А. Тахо-Годи. Он известен еще и как сценограф, автор ярких декораций, костюмов, ковровых композиций для интерьеров Кумыкского театра имени А.-П. Салаватова. Представлено же было в рамках проекта издательства полотно «Ковчег» 2020 года. Творчество Абдулзагира Мусаева по праву занимает достойное место в изобразительном искусстве как Дагестана, так и России в целом.
Художественное наследие Дагестана богато, и хочется, чтобы у людей было больше возможностей приобщаться к нему, знакомиться с авторами и иметь представление об их деятельности.
Следующей была представлена работа «Старец» Евгения Голика, написанная еще в 1988-1989 годах, при этом ранее она не выставлялась и здесь впервые была показана широкой публике. Автор картины – живописец, философ и рок-музыкант, член Союза художников и философского общества России.
Он ведет активную выставочную деятельность с 1986 года, в этом же году и окончил Дагестанское художественное училище. Работы Евгения Голика хранятся в фондах Дагестанского музея изобразительных искусств, в частных и корпоративных коллекциях России, США, Швейцарии, Кипра, Италии, Германии и Испании.
Сейчас же, как уже было сказано, выставлена работа Эдуарда Путерброта, а называется она «Кубачинская свадьба» – это эскиз к кинофильму, который выполнен в смешанной технике и хранится в частной коллекции руководителя Музея истории театров Дагестана Лилии Джамалутдиновой. Сам фильм был снят в 1977 году по одноименной повести Ахмедхана Абу-Бакара Северо-Осетинским и Дагестанским телевидением, автор же эскиза выступил в качестве его художника-постановщика.
Эдуард Путерброт – имя этого художника известно каждому, кто интересуется дагестанским изобразительным искусством Дагестана, он один из его основателей, его творческое наследие еще не конца изучено и в этом отношении нас ждут еще новые открытия. Произведения Путерброта находятся в центральном театральном музее им. Бахрушина, Музее изобразительных искусств Дагестана, Национальном музее им. А. Тахо-Годи, дирекции художественных выставок СССР, художественном фонде РСФСР, в корпоративных и частных собраниях России и за рубежом. Он новатор и универсальный художник, его творчество представлено малой пластикой, плакатом, живописью, станковой графикой, сценографией – он разрабатывал костюмы, расписывал занавеси, создавал декорации, художник оставил после себя и исследовательские статьи по изобразительному искусству и культурному наследию республики. Так, Эдуард Путерброт около 20 лет работал художником национальных театров Дагестана, он оформил более 80-ти спектаклей, и многие, кто изучает его творчество, отмечают, что он никогда не повторяется в манере художественного изложения образов от спектакля к спектаклю, может даже возникнуть чувство, будто бы над ними работали совершенно разные художники. Увы, он трагически погиб в 1993 году в 53-летнем возрасте, пытаясь защитить свой дом и семью от грабителей, и многие его творческие планы так и не осуществились. Но тем не менее его наследие велико, за годы своего творчества Путерброт везде проявлял себя как оригинальный автор, любящий экспериментировать, он был собирателем культуры.
Пока что в рамках проекта «Выставка одной картины» были показаны работы вышеназванных художников, но мы еще увидим картины других авторов. Так, после «Кубачинской свадьбы» Эдуарда Путерброта издательство планирует выставить работы Тагира Гапурова и Ибрагимхалила Супьянова.
Уркият ДАУДОВА