Большинство ученых-богословов Ахль Ас-Сунна ва Аль-Джама‘а считают, что истину о духе (рух) лучше всего вверить Всевышнему Аллаху и не углубляться в эту тему. Они утверждают, что про дух можно сказать только следующее: «Дух – это то, посредством чего человек оживляется».
Полные знания о духе есть только у Всевышнего, и никого, кроме людей особых категорий, которые обладают глубокими и всесторонними явными и сокровенными знаниями в религии и тверды в своих знаниях (расихун), Творец не посвятил в истину и сущность всего.
Всевышний Аллах указал на большое значение духа и отнес его к Себе, желая придать ему особое значение и оказать ему почет. Создатель в Коране говорит: (смысл): «И когда Я сотворю человека и вдохну в него Мною созданный дух…» (сура «Аль-Хиджр», аят 29).
Этим Всевышний указал на то, что человек создан из тела, которое можно увидеть глазами, и духа, который можно познать разумом и интуицией, а не органами чувств; тело его Создатель связал с землей (глиной), а дух отнес к Себе. Под словом рух (дух) Творец имеет в виду то, что мы называем душой, и тем самым Всевышний обращает внимание разумных людей на то, что человеческий дух имеет божественную основу, и он выше и величественнее, чем земные низменные тела, что его сущность не понять простому человеку.
Известный ученый-богослов Аль-Буджайрими пишет, что души подразделяются на пять разных категорий: души пророков (мир им), души павших за веру шахидов, души людей, которые покорны Всевышнему Аллаху, души тех, кто ослушивается Создателя, и души неверующих (кафиров).
Что касается душ пророков (мир им), то они отделяются от тела и пребывают в Раю, вкушая райские блага. А ночью они собираются вокруг особых золотых светильников, висящих на ‘Арше.
После того как души шахидов, павших за веру Всевышнего, отделяются от тел, Создатель вселяет их в зобы зеленых птиц, которые вместе с этими душами путешествуют по Раю, вкушая его яства и принимая райское питье. Они также собираются около золотых светильников, которые висят в тени ‘Арша. Души покорных Всевышнему рабов также пребывают в садах Рая. Однако они не едят и не пьют, только смотрят на красоты и прелести Рая.
Души тех верующих, которые ослушивались Создателя, то есть совершали большие грехи, находятся между небом и землей.
Их души, по мнению большинства ученых-богословов, бывают связаны с телами и подвергаются каре Всевышнего, и поэтому их тела также испытывают мучения и томления. Аллах лучше знает!
Говоря о душе, имам Аль-Газали пишет: «Для того чтобы узнать истину о смерти, необходимо вначале знать сущность жизни. А сущность жизни невозможно узнать, если не познать истину души, являющейся твоим нафсом и твоей сутью. Это и есть самая большая тайна для тебя.
Даже не надейся познать Творца прежде, чем познаешь самого себя, свой нафс. Под твоим нафсом имеется в виду твое эго (душа), свойственное только человеку, как об этом говорит и Всевышний Аллах:
«Скажи им: “Знания о духе ведомы только Моему Господу”» (сура «Аль-Исра», аят 85)‚ а также: «И когда Я сотворю человека и вдохну в него Мною созданный дух…» (сура «Аль-Хиджр», аят 29).
Говорят, что в одной из ниспосланных Аллахом Книг была сказано: «Познай себя, и ты познаешь Господа своего». И наш Пророк (с.а.с.) говорил: «Тот, кто знает себя лучше всех, знает своего Господа лучше всех».
Дух (рух) – это не та физическая сила, которая имеется в наших телах и от которой зависят способности наших пяти органов чувств и движения, исходящие от сердца и распространяющиеся по всему телу, подобно тому, как свет от светильника падает на окружающие его стены дома. Это другая, особая, нематериальная сила, свойственная только разумному существу – человеку.
Физическая сила умирает вместе с телом, ибо она держится на употреблении пищи, и такая сила есть у всех живых существ. Это и есть та биологическая душа, о которой говорят медики и которая умирает подобно тому, как гаснет свет, исходящий от светильника, когда в нем заканчивается топливо или на него подули. Так же погибает биологическая душа и у животных при отсутствии пищи, ибо пища для нее подобна горючему веществу для светильника, а убийство для нее подобно погашению светильника дуновением на него. У этой души не бывает разума, познаний и аманата.
Дух, имеющий разум, введенный в человека волей Аллаха и обладающий сознанием и аманатом, – это тот дух, который свойственен только человеку. Под словом «аманат» имеется в виду принятие человеком на себя ответственности и обязанности исполнения религиозных предписаний (таклиф), повергаясь наказанию и вознаграждению посредством ослушания Всевышнего и повиновения Ему.
Этот дух никогда не умирает, не исчезает и не имеет зависимости от земной жизни. После смерти тела он сохраняется и пребывает или в муках и несчастье, или во благах и счастье. Именно он обладает разумом, познанием, и земля вовсе не поглощает этот дух, обладающий верой (иман) и познанием (то есть духовное сердце), как о том говорится в достоверных преданиях и как засвидетельствовали такие выдающиеся ученые мужи мусульманской общины, как Хасан аль-Басри.
Магомед ГАДЖИЕВ