Белла Багдуева – депутат Махачкалинского городского Собрания, входит в состав Комитета по образованию, науке и культуре и Комитета по социальной политике, обеспечению безопасности жизнедеятельности населения и связям с общественными организациями. Член партии «Единая Россия». С марта 2004 года работает руководителем МБДОУ «ЦРР — детский сад №81».
Справка «МИ»: Белла Багдуева окончила среднюю школу №26 в Махачкале, Дагестанский государственный педагогический институт по специальности «Педагогика и методика начального обучения» и затем Дагестанский государственный педагогический институт ФППК по специальности «Практическая психология».
Работала воспитателем в детских садах №68 и №62, психологом в Специализированном офтальмологическом бюро МСЭ Минтруда РД.
Почетный работник общего образования РФ, награждена значком «Отличник народного образования РД».
ПРИЗВАНИЕ
– Сколько себя помню, всегда мечтала работать с детьми, – рассказывает Белла Джамалутдиновна, – может, потому, что моя мама Рая Гасановна была воспитателем, затем заведующей в детском саду. Может, остался в памяти тот дух единства и сплоченности, с которым мы шли по жизни в далекие времена ушедшей эпохи.
Мы жили в Сепараторном поселке, где взрослые работали на заводе, все знали друг друга – соседи, как одна семья. Помню, как всей детсадовской выпускной группой пошли в первый класс школы. Учителя, воспитатели – все были свои, могли зайти по-соседски к родителям и рассказать, как вели себя дети в группе или на уроке.
Я в силу своего возраста и опыта пытаюсь решать проблемы вокруг себя, используя свой человеческий и депутатский ресурс.
Сегодня, конечно, времена другие, но мы стараемся дать детям и образование, и тепло нашей души. Я в профессии уже больше 33 лет.
Знание детской психологии работниками детского сада значительно облегчает пребывание ребенка в детском саду, делает его комфортным, способствует налаживанию контакта и его скорой адаптации.
В ДЕТСКОМ САДУ
– Новые времена – новые проблемы: очереди в детское дошкольное учреждение, организация питания и прочее… Как сегодня осуществляется, к примеру, прием в детский сад?
– Чтобы оформить ребенка в детский сад, нужно встать в электронную очередь. Правильнее будет сказать – зарегистрироваться в АИС «ЭДС» и затем, соответственно, получить в Управлении образования города Махачкалы направление на место в садике. Причем, можно выбрать до 3-х детских учреждений. Прием осуществляется в соответствии с Положением о порядке комплектования муниципальных бюджетных образовательных учреждений города Махачкалы, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования.
Работа с АИС «ЭДС» удобна: если ребенок стоит в очереди в трех детских садах, то при его зачислении автоматически освобождаются места в двух других.
В течение года идет процесс доукомплектования в различные возрастные группы. Если по каким-либо причинам ребенок отчислен из ДОУ, то АИС «ЭДС» направляет следующего ребенка, учитывая возрастную и льготную категорию. Наша задача – проинформировать родителей о том, что ребенок направлен в наш сад.
Еще такой нюанс: имеющие льготную очередь должны каждые полгода ее подтверждать соответствующими документами.
Что касается питания в детском саду, то продуктами нас обеспечивает МУП «Махачкалапродукт» по направленной заявке. На одного ребенка сегодня предусмотрено в день 102 рубля. В эту сумму сложно уложиться, день на день не приходится: иногда уходит 100 рублей, иногда 107 – в зависимости от продуктов, которые используем. Но, в общем, денежная норма соблюдается при сохранении необходимой калорийности. Меню составляет медсестра с учетом требований (СП 2.3/2.4.3590-20).
ДЕПУТАТ
– Что подтолкнуло Вас к мысли стать депутатом?
– Было время, когда один из четырех корпусов детсада был отдан под музыкальную школу. Очереди в детские сады стремительно увеличивались. Нам нужен был этот корпус. Обратились к депутатам Махачкалинского городского Собрания.
Не знаю, что и как они делали, но корпус вернули детскому саду. Предполагаю, была проведена огромная работа. Убедилась в том, что депутаты имеют возможность помочь конкретными делами, что у них большие ресурсы.
Сегодня в депутатском корпусе состав молодежный, им хочется «перевернуть мир», они мыслят масштабно. Я заряжаюсь их позитивной энергией, мне с ними интересно, вместе с ними как будто на гребне волны.
Я же в силу своего возраста и опыта пытаюсь решать проблемы вокруг себя, используя свой человеческий и депутатский ресурс.
То, что находится в зоне моей доступности, рабочие места, человеческие отношения, чьи-то домашние проблемы.
Вот недавно мы ходили к больному мальчику. Лечение сопровождается большими расходами. Возможно, по диагнозу, ему полагается инвалидность? И это сегодня моя первоочередная задача.
Люди зачастую не знают, куда и как обратиться, да и сложно сегодня из-за пандемии куда-то попасть. Так, походят-походят, да и махнут на все рукой…
В моих депутатских возможностях есть такой ресурс. Не сворачивать горы, но решить чью-то проблему – таким вижу смысл депутатской деятельности.
Еще пример. Ко мне обратилась женщина с просьбой. Ее внучка родилась больной, она колясочница. Родители девочки приобрели дом на окраине Махачкалы, чтобы ребенок имел возможность бывать на свежем воздухе.
Но вот беда: находиться в коляске она может только во дворе, потому что улица за забором покрыта щебенкой, коляску на ней не повозишь. Просьба состояла в том, чтобы помочь асфальтировать улицу.
Я обратилась к начальнику УЖКХ города. Он пошел навстречу. Вскоре улица была заасфальтирована, и меня искренне благодарили родители больной девочки. Кстати, оказалось, что на этой улице живут еще 5 инвалидов.
Помощь не обязательно должна быть в финансовом выражении. Иногда достаточно добрых слов и реальной помощи или подсказки.
БУЛЛИНГ
– Недавно при председателе Махачкалинского городского Собрания была создана комиссия по предотвращению буллинга в учебных образовательных учреждениях. Вы входите в состав комиссии. В чем, на Ваш взгляд, причина такого явления и как работает комиссия?
– Начнем с того, что такое явление, как травля детей в школе, существовало всегда. Вспомните советский фильм «Чучело». В наше время ситуация усугубляется еще и тем, что существуют социальные сети, в которых может продолжаться травля на расстоянии.
Буллинг — это агрессия одних детей против других, когда имеют место неравенство сил, и жертва показывает, как сильно ее это задевает. Детям свойственно сбиваться в стаю вокруг сильного лидера и «гнобить» тех, кто слаб. Или тех, кто им кажется слабым.
Кто начинает? Буллеры — это дети, которые выступают агрессорами. Хотя в процессе буллинга они находятся в позиции силы, на деле — это дети с проблемами в семье. В подростковом возрасте главный приоритет у детей — это их сверстники. Перед ними они хотят выглядеть сильными, успешными, непобедимыми.
Они хотят быть лидерами, для этого, как им кажется, все средства хороши.
Моральные устои слабые, а восхищение сверстников вызывает сила, способность и умение кого-то «наказать», даже если для этого нет никаких причин.
Что делать? Должны быть четкие приоритеты в семье. Никогда родители не должны позволять ребенку грубо с собой разговаривать: необходимо отслеживать ситуацию и останавливать.
Понимаю, что сегодня родители больше озабочены материальными проблемами, но духовное вложение в детей в долгосрочной перспективе важнее.
Выстраивать правильные взаимоотношения, умение проговаривать проблему, способность правильно общаться. В школе должна существовать обратная связь, когда можно обратиться к классному руководителю или психологу.
Уверяю, что подростки прекрасно понимают, когда им все объяснишь. Наша комиссия посещает школы города, мы разговариваем с детьми, приводим различные примеры из жизни. Ребята охотно идут навстречу: многие согласны с тем, что в непонятной ситуации нужно обращаться к старшим, а не решать проблему кулаками.
В наших встречах принимают участие и заместители директора по воспитательной работе, и психологи, и классные руководители, такое общение всем на пользу.
Еще один момент хочу отметить: нужно развивать способности ребенка, увлечь его интересным занятием. Сегодня многие кружки платные, не всем родителям по карману. Но в нашей комиссии есть директора спортивных школ, они приглашают школьников заниматься в своих секциях.
Мы обязательно оставляем подросткам свои телефоны, чтобы они могли сообщить о своем желании посещать кружки и секции, где они могли бы раскрыть свои таланты.
Наши дети все талантливы, нужно учитывать этот момент: развивать способности и минимизировать свободное время, когда им нечем заняться.
Главное – направить энергию в нужное русло, а это зависит от нас, взрослых. От всех, кому небезразлично, какими вырастут наши дети.
Наталья БУЧЕНКО