На сегодняшний день редко встретишь человека, который не знает, что на мусульман возлагается обязанность совершать пятикратный намаз. Намаз – это второй столп Ислама после произнесения шахады.
Намаз играет одну из решающих ролей в жизни мусульманина. В благородном хадисе Пророка (мир ему и благословение Аллаха) говорится: «Намаз – опора религии» (Байхаки).
О достоинствах намаза передано очень много хадисов. Также в хадисах сказано о наказании, которое уготовано тому, кто оставит намаз без уважительной на то причины. Об этом и другом можно прочитать в книгах.
Но какой же намаз был совершен первым? Можно, конечно, предположить, что утренний, так как утро – начало дня. Но дело обстоит совсем иначе.
История первого намаза, бесспорно, связана с перенесением Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в Иерусалим, в Масжид Аль-Акса, и вознесением на небеса (Аль-Исра ва-ль-Ми‘радж), так как в эту ночь был вменен в обязанность пятикратный намаз.
После того, как на Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) была возложена обязанность совершения пятикратного намаза, он под утро вернулся домой. И первым фарз-намазом, совершенным Пророком (мир ему и благословение Аллаха), был обеденный намаз (зухр).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершил этот намаз после того, как Джибриль (мир ему) обучил его намазу и указал сроки всех намазов в том порядке, который нам сегодня известен.
Об этом свидетельствует хадис, который приводит Абу Давуд в своем сборнике хадисов «Сунан».
От Абдуллаха Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах) передается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Джибриль (мир ему), будучи имамом, совершал со мной намаз у Каабы два раза. И он совершил со мной полуденную молитву (зухр), когда солнце перешло в зенит и тень в зените была размером с ремешок сандалий» (Абу Дауд, 393; Тирмизи, 149).
Так почему же Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не совершил утренний намаз, ведь намаз был вменен в обязанность еще ночью? В этом вопросе ученые разошлись во мнениях и высказали различные версии.
Большинство ученых утверждает, что утренний намаз не был совершен по причине того, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не был осведомлен о способе и времени совершения намаза, поэтому утренний намаз того дня не стал для Пророка (мир ему и благословение Аллаха) обязательным.
Это мнение подкрепляется еще и тем, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не возместил тот утренний намаз, как он это сделал в день битвы Хандак.
Султан АЛИГАДЖИЕВ