Нельзя сказать, что Махачкала – город с широкими озелененными улицами, высокими домами, усеянный парками и площадями. Однако наш город по-своему очень красив, а самое главное – он очень уютный. Вот и кузен, побывавший во многих городах по всей планете, подчеркивает, что Махачкала – очень уютный город. И хотя хаотичность его застройки местами напоминает ему Каир, в целом город, по его словам, очень даже красив.
В части того, что портит местами зрительное восприятие, – это отдельные выбивающиеся по цветовой гамме и форме строения, такие же рекламные баннеры на стенах домов и огромные, режущие глаз своим форматом и палитрой билборды.
Если с первыми еще предстоит разбираться, то вопрос с баннерами и билбордами в городе давно решается. За последние два года город сильно изменился внешне именно за счет сокращения количества билбордов, уменьшения их форматов и пересмотра цветовой гаммы. Наш фотокорреспондент прошелся по центру города от Ярагского до Нефтегородка, от проспекта Расула Гамзатова до проспекта Шамиля и проехался по злосчастному проспекту Али-Гаджи Акушинского.
Вывод, к которому пришли мы: город значительно проредил количество баннеров и билбордов за последние несколько лет, но в то же время есть три крупные локации, где количество баннеров и их цветовая гамма режет глаз. Первая локация и самая нагруженная – это угол Ярагского и Шамиля, вторая – угол Гамидова и Шамиля, третья – участок проспекта Акушинского между поселком Сепараторов и Новой автостанцией. На остальной протяженности по проспекту Акушинского, ставшему притчей во языцех, как видно по фото, не все так плачевно.
Обращает внимание, что на очень многих локациях сменился формат рекламных баннеров и билбордов, они стали меньше. Изменилась и цветовая гамма, зачастую баннеры и билборды сливаются с общим фоном. Большая часть баннеров фоном использует неагрессивные серый, белый и голубой цвета, сочетающиеся со стенами домов. Поэтому зачастую на них даже не обращаешь внимания, если не всматриваешься и не выискиваешь. Особо удачно сочетание билбордов с зеленым фоном на фоне деревьев. Один из таких билбордов на улице Дахадаева (на фото).
Огромная работа была проделана по улице Коркмасова, где в ходе реконструкции были полностью демонтированы рекламные баннеры и билборды. Также билборды ликвидировали по проспекту Расула Гамзатова. Конечно, это не означает, что в городе вовсе не будет рекламы или баннеров, ведь это, прежде всего, пополнение бюджета города, но, как нам пояснили специалисты, вся наружная реклама в городе будет пересмотрена.
Впрочем, город и сейчас радует глаз, судите сами по фоторепортажу нашего корреспондента.
ЧТО СДЕЛАНО И ДЕЛАЕТСЯ
Начальник Управления торговли, предпринимательства и рекламы администрации Махачкалы Юсуп Устарбеков коротко рассказал о том, что было сделано и делается сейчас в Махачкале, чтобы привести внешний облик столицы в порядок.
– Почти вся реклама в городе размещена либо на частной территории, либо на рекламных билбордах, которые в большинстве своем тоже в частных руках. Люди в свое время выиграли аукционы, мы же теперь с ними судимся и в судебном порядке вынуждаем демонтировать рекламу.
Не знаю, насколько горожане ощущают изменения, но, уверяю вас, очень много рекламных билбордов и баннеров было демонтировано в городе. Из тех трех проблемных точек, что вы обозначили, почти по всем иски сейчас в суде. Пройдет месяц-другой, и эта реклама тоже исчезнет, пока суд примет решение и владелец еще месяц получит на самостоятельный демонтаж.
К сожалению, менталитет наших людей такой, что им трудно объяснить, что они не могут размещать, что хотят и как хотят даже на своей стене. «Моя стена, что хочу, то и вешаю!» – такое мы слышим по двадцать раз на дню.
Что касается дальнейшей перспективы, конечно, реклама с улиц города никуда не исчезнет. Однако подходы к размещению изменятся. Сейчас Управлением архитектуры города разрабатывается новая концепция размещения рекламы. Ее элементы вы можете уже увидеть на Коркмасова.
В новой концепции все вывески, баннеры, билборды и любая другая реклама будут в едином дизайне и цветовой гамме. Если вы обратили внимание, мы уже начали внедрять такой подход с билбордами, но теперь, когда город будет ограничивать площадь билбордов и баннеров, это станет еще заметнее.
Также будем стараться ограничивать широкоформатную рекламу, перекрывающую горизонт. В городе будут небольшие билборды и баннеры, подобранные по цветовой гамме к месту размещения и размещенные на достаточно большом расстоянии друг от друга. Чтобы не рябило и не резало глаз.
Шамиль ОМАРОВ