От провинции к столице

В сентябре этого года Махачкале исполняется 165 лет. И хотя праздничные мероприятия еще не скоро, «Махачкалинские известия» будут готовить публикации об истории города. Первую из таких предлагаем вашему вниманию уже сегодня.

История Петровска начинается с 1844 года, когда «на месте бывшего лагеря Петра Великого» было заложено военное укрепление, которое в память об императоре, побывавшем здесь во время Персидского похода, предлагалось именовать Петровским.

Крепость была построена капитально, с высокими башнями по углам и амбразурами в толстых каменных стенах. За крепостными стенами разместился ряд зданий, в том числе казармы и госпиталь. Тогда же рядом с крепостью были заложены первые кварталы форштадта, состоявшие из 30 домиков, занятых семейными офицерами и несколькими торговцами.

Дома были построены преимущественно из саманного кирпича, лишь немногие из них были с каменными стенами. Из этих 30 домов сформировались 9 небольших кварталов, 4 улицы (Барятинская – Буйнакского, Садовая – Маркова, Соборная – Оскара, Базарная – Пушкина), 5 переулков и 2 площади, в том числе одна торговая, а другая – для военных парадов.

Петровск возводился и разрастался на 5 участках земли, купленных у шамхала Тарковского. В 1851 году территория Петровского укрепления была значительно расширена за счет прилегающих земель. В 1855 году из Темирхан-Шуры было переселено в Петровск 40 семей. Число кварталов в Петровском возросло до 18, между ними было 15 переулков. К этому времени количество домов доходило до 180, а численность постоянного населения – до 600 человек.

К 1866 году, по данным начальника Дагестанской области князя Л.И. Меликова, число жителей Петровска достигло 1156 человек, из них – «118 душ купеческого сословия, 507 – мещанского, 23 – из дворян, ремесленников – 163, просторабочих – 200».

Одним из основных предназначений Петровского укрепления являлось обслуживание рейда, точнее доставка казенного провианта для войск с рейда на берег. Ввиду этого в 1859 году Министерство путей сообщения объявило конкурс на лучший проект порта на Каспии. Лучшим был признан проект военного инженера А.Д. Фалькенгагена.

Строительство началось в январе 1861 года с устройства южного мола. В тот год в газете «Кавказ» И.С. Костемеревский писал: «Город Петровск спешит обустраиваться. Места разбираются нарасхват. Всех домов в нем более 450, в числе их есть много каменных, недавно кончены три трехэтажных дома из тесаного камня. Ценность домов с открытием работ по сооружению мола втрое увеличилась».

30 января 1869 года было закончено сооружение северного мола и гавани.

Еще одним важным фактором, повлиявшим на дальнейшее преобразование и развитие Петровска, стало строительство железной дороги. В 1892 году были начаты работы по продолжению Владикавказской железной дороги на Грозный – Петровск – Дербент и Баку. Пассажирское движение на участке от реки Сулак до Петровска было официально открыто 17 мая 1894 года. Первый пассажирский поезд из Петровска в Дербент прибыл 25 октября 1899 года.

Со строительством железной дороги значение Петровска как транспортного узла значительно возросло, что заметно отразилось на росте грузооборота торгового порта. Только в 1903 году полный грузооборот Петровского порта увеличился почти в 48 раз по сравнению с 1861 годом.

Постепенно возрастало и значение Петровска как транспортного узла. Через Петровский порт в этот период перевозили хлопок, нефть и нефтепродукты, шерсть, кожевенное сырье, сушеные фрукты, рыбу, хлебные продукты, мануфактуру, железные изделия, цемент. Предметами экспорта были главным образом мануфактура, цемент, железо и другие фабрично-заводские изделия.

Был еще один немаловажный фактор, способствовавший быстрому росту грузооборота железной дороги и морского транспорта, а также общему развитию Петровска – это возникновение и бурный рост рыбной промышленности в Дагестане. Развитие рыбной промышленности шло столь быстрыми темпами, что к 1912 году по Дагестанскому побережью Каспия действовало уже 66 рыбных промыслов, а на его предприятиях работало более 2000 человек.

К 1904 году в Петровске было 15 улиц: Набережная, Базарная (Пушкина), Садовая (Маркова), Соборная (Оскара), Персидская (Котрова), Почтовая, Степная (Ермошкина), Барятинская (Буйнакского), Миллионная, Грязная, Подгорная, Нагорная, Провиантская, Тюремная и Маячная; 17 переулков: Кузнечный, Безымянный, Бурный, Таркинский, Новобазарный, Фонтанный, Армянский, Артиллерийский, Глухой, Косой, Церковный, Бассейный, Вокзальный, Маячный и 2 без названия; 6 площадей: Провиантская, Маячная, Церковная, Старо-Базарная, Инженерная, Ново-Базарная.

Наиболее оживленной частью города являлись районы железнодорожного вокзала, морского порта и прибрежных улиц – Барятинской, Садовой, Соборной, Инженерной и Базарной. Только эти улицы были вымощены булыжником и освещались керосиновыми фонарями. Только здесь можно было встретить каменные и кирпичные дома, которые принадлежали чиновникам, офицерам и богатым горожанам.

К 1917 году в городе уже имелись следующие предприятия: морской порт, железнодорожный узел, текстильная фабрика, холодильник и бондарный завод Тагиева, бондарные заводы Наумкина, табачная фабрика и типография Михайлова, фабрика стальных канатов Перси Кларка, гвоздильный завод Петросова, соляной склад Огапова, пивоваренный завод Вейнера, нефтеперегонный завод Ахвердова, агентства транспортных компаний «Кавказ и Меркурий», «Русь» и «Самолет», 4 завода безалкогольных напитков.

14 мая 1921 года постановлением Дагревкома Петровск был переименован в Махачкалу в память об известном дагестанском революционере Махаче Дахадаеве. Позже Махачкала была объявлена столицей ДАССР. Таков был сложный и долгий процесс преобразования военного укрепления, а затем маленького провинциального городка в современную столицу многонациональной дагестанской республики.

После окончания гражданской войны в городе стали восстанавливать разрушенное хозяйство. Быстрее всего восстановили свое предприятие рабочие бумагопрядильной фабрики. За успехи в восстановлении производства и увеличении выпуска продукции фабрика им. III Интернационала в 1923 году одной из первых в стране была награждена орденом Трудового Красного Знамени.

Открывались в городе и новые фабрики и заводы: в 1925 году в Махачкале был построен крупный рыбоконсервный завод, в 1927 году – мебельная фабрика, в 1929 году – винодельческий завод, в 1930 – химический, в 1932 – ремонтно-механический (ныне завод им. М.Гаджиева). По объему промышленного производства в 50-х годах ХХ века Махачкала занимала первое место среди городов республики и давала свыше 1/3 всей промышленной продукции Дагестана.

Развитие городского хозяйства и рост численности населения во многом зависели от обеспечения Махачкалы водой. Эта проблема была решена путем строительства канала от реки Сулак до Махачкалы протяженностью 70 км. В 1923 году канал был сдан в эксплуатацию и ему было присвоено имя Октябрьской революции (КОР).

В 30-е гг. ХХ века в городе появилось много учебных, культурно-просветительских и лечебных учреждений. В 1931 году был создан педагогический институт, в 1932 – сельскохозяйственный и медицинский институты. В 1933 году в городе была построена крупная клиническая больница, в 1937 – республиканская библиотека.

Крупным событием в культурной жизни всего Дагестана было открытие в Махачкале в 1946 году научно-исследовательской базы, впоследствии преобразованной в филиал Академии наук СССР, а затем – в ДНЦ РАН.

Учреждения национальной культуры в Махачкале представлены Государственной филармонией, Кумыкским драматическим театром им. А. Салаватова, Аварским театром, Национальным ансамблем песни и танца народов Дагестана, Русским драматическим театром им. М. Горького, театром кукол, летней эстрадой, кинотеатрами и т.д.

 

ПРИФРОНТОВОЙ ГОРОД

…Война прервала мирную жизнь махачкалинцев. В 1942 году, когда фашисты стремились овладеть Кавказом и прежде всего бакинской нефтью, столица Дагестана стала прифронтовым городом. Лучшие ее здания были отданы под госпитали. Улицы, идущие с севера на юг, были перегорожены баррикадами, на подходах к городу вырыты противотанковые рвы и установлены стальные ежи.

Вражеские снаряды и пули не оставили следов на стенах домов. Но Махачкала работала для фронта и днем, и ночью. Передовики предприятий города выступили с призывом «Работай за себя и за товарища, ушедшего на фронт!».

По инициативе коллективов фабрики им. III Интернационала, рыбоконсервного завода и морского порта началось движение за создание фонда обороны. В этот фонд махачкалинцами было внесено около 50 миллионов рублей. Десятки тысяч махачкалинцев ушли на фронт, свыше 11 тысяч погибли.

После победы в Великой Отечественной войне все силы города были брошены на восстановление разрушенного городского хозяйства и перевод его на мирные рельсы.

 

ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ

В 1963 году началась газификация города. Первоначально жителям доставлялся только сжиженный газ в баллонах. За первые 5 лет было газифицировано 12 200 квартир, а к концу 1988 года газ получили более 70 тысяч квартир.

О наращивании темпов жилищного строительства в послевоенные годы говорят такие цифры: за 1946-1950 гг. было введено 60 тыс. кв. м жилья, за 1961-1965 гг. – 218 тыс. кв. м, а за 1981-1985 гг. – 528 тыс. кв. м, что почти в 2 раза больше, чем весь жилой фонд города в 1940 году.

…В 1970 году город постигло стихийное бедствие – сильное землетрясение. Первый толчок мощностью до 6 баллов в эпицентре произошел 14 мая в 12 часов 20 минут. А после 21 часа один за другим последовали 2 толчка еще большей мощности. Братскую помощь Дагестану в ликвидации последствий землетрясения оказали Узбекистан, Москва, Ленинград, Тула, Грозный. В республику и Махачкалу не только восстанавливать, но и строить новые дома, школы, больницы приехали тысячи строителей. В это же время большое развитие получило строительство домов повышенной этажности. Примером может служить возведенная в 1977 году 18-этажная гостиница «Ленинград» и ряд зданий по проспекту Р. Гамзатова.

Махачкала сегодня – столица Республики Дагестан, крупный экономический, административный, политический, научный и культурный центр Юга России.

Город с прилегающими территориями раскинулся более чем на 70 км вдоль западного берега Каспия. Площадь территории непосредственно Махачкалы составляет 46 823 гектара. Здесь проживают представители более 60 национальностей и народностей Дагестана, России и бывшего СССР. Территория Махачкалы административно разделена на три района: Ленинский, Советский и Кировский. Махачкала – единственный незамерзающий морской порт России на Каспии. Численность населения по состоянию на конец 2017 года – 726 654 человека.

https://rd100mkala.ru/history

По материалам книг: П.И.Тахнаева. История другого города. Махачкала, 2007; А.Ф.Викторов, Д.Г. Кажлаев. Махачкала. Экономико-географический очерк. Махачкала, 1958.; Д.Эмиров. Дорогая моя столица Порт-Петровск – Махачкала (статьи, очерки, репортажи). Махачкала, 2007.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Мэр Махачкалы возложил цветы к памятнику Воину-освободителю

19 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов вместе с прокурором республики Виктором Эппом возложили цветы к памятнику Воину-освободителю и...

Туристы из Дагестана чаще других пользуются московским метро

По численности пассажиров столичной подземки жители Дагестана входят в топ-5. Пик посещений туристов и командировочных из республики в 2024...

Чуть меньше двух недель остаётся до завершения Декларационной кампании

УФНС России по Республике Дагестан напоминает, что срок представления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ истекает 2 мая. Отчитаться необходимо физическим...

В Махачкале выявлено несколько случаев инсценировок ДТП

Вчера в республике Дагестан было зарегистрировано несколько случаев инсценировок дорожно-транспортных происшествий, в том числе и в Махачкале. Об этом...
spot_imgspot_img

Состоялось заседание Молодёжного парламента при Собрании депутатов города Махачкалы

В администрации столицы Дагестана прошло восьмое заседание Молодежного парламента при Собрании депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала»....

Мэр Махачкалы высказался о кадровом проекте “Время Героев”

Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов в своем официальном телеграм-канале прокомментировал старт долгосрочного кадрового проект "Время Героев. "Ассаламу алейкум, добрый вечер,...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам