Что делать, если человек не помнит, нарушилось ли омовение?

Наличие малого и большого омовения является условием действительности намаза вне зависимости от того, является он обязательным или желательным. Помимо этого, верующему желательно находиться в состоянии ритуального омовения во время совершения любого поклонения.

Искренний верующий старается все время быть в состоянии омовения, каждый раз обновляя его после нарушения. Он ложится спать в состоянии омовения, а когда просыпается, даже посреди ночи, он встает с постели и сразу совершает омовение. То есть, когда у него нарушается омовение в любое время дня и ночи, он сразу обновляет его.

Тому, кто все время находится в состоянии омовения, это время засчитывается как богослужение. Следовательно, как только у верующего нарушается омовение, ему желательно сразу совершить его еще раз. Ведь помимо всего этого, совершение омовения способствует и прощению грехов.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Когда раб Аллаха, исповедующий ислам (или: … верующий), совершает омовение и омывает свое лицо, с лица его вместе с водой (или: … вместе с последней каплей воды) сходит все греховное, на что он смотрел своими глазами. Когда он омывает руки, вместе с водой с рук его сходит все греховное, что он ими брал. А когда он омывает свои ноги, вместе с водой с ног его сходит все греховное, к чему они направлялись, и так продолжается до тех пор, пока не становится он полностью очистившимся от грехов» (Муслим, 244; Тирмизи, 2; Ибн Хиббан, 1040).

Что касается омовения для намаза, то желательно обновлять его перед каждым намазом, даже если оно не было нарушено, хотя с одним омовением можно совершать бесконечное количество намазов, пока оно не нарушилось.

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передают, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Если бы я не боялся обременить свою умму, то велел бы совершать омовение перед каждым намазом» (Имам Ахмад, 7513; Ан-Насаи, «Ас-Сунан аль-кубра», 3027).

Стоит отметить, что, согласно более аргументированному мнению в шафиитском мазхабе, человек, который находится в состоянии омовения и хочет обновить его, должен совершить какой-либо намаз после предыдущего омовения, в противном случае, если человек и так находится в состоянии омовения, то нет желательности обновить его.

Все вышеприведенное касается случаев, когда человек уверен в том, что у него омовение на нарушено. Однако бывает и так, что человек совершил омовение, но потом не помнит, нарушилось оно у него или нет, и он не знает, что делать в таких случаях.

Здесь возникает вопрос, может ли он, опираясь на ощущение, что он совершил омовение, совершать намазы и другие поклонения, для которых необходимо наличие омовения, или он должен снова совершить омовение?

Если человек точно помнит, что он совершал малое омовение, но при этом не помнит точно, было ли оно затем нарушено, то в этом случае считается, что омовение не нарушено, так как он точно помнит, что у него есть омовение, а в его нарушении он только сомневается.

Одно из известных и основополагающих правил фикха гласит: «Глубокое убеждение (якин) не устраняется сомнением». То есть, если человек в убежден чем-то, например, в наличии омовения, сомнения не могут поменять его убеждения.

Точно такое же решение действительно относительно случая, когда человек совершенно точно помнит, что его омовение было нарушено, но при этом не может вспомнить точно, совершал он омовение заново или нет. В этом случае считается, что у него нет малого омовения.

Авторитетный ученый шафиитского мазхаба имам Аль-Хатиб Аш-Ширбини в своей книге «Мугни аль-Мухтадж» пишет об этом следующее: «Тот, кто убежден, что у него имеется омовение или нарушилось омовение, и сомневается в обратном (нарушилось омовение или совершил омовение после нарушения), должен поступить согласно своему убеждению, потому что убеждение (якин) не устраняется сомнением».Также в хадисе, переданном от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Если кто-нибудь из вас почувствует что-то в животе и станет сомневаться, вышло из него что-то или нет, пусть не покидает мечеть, пока не услышит звук или не почувствует запах» (Муслим, 362; Абу Дауд, 177; Тирмизи, 75).

В той версии этого хадиса, которую передает Абу Давуд, сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Когда кто-то из вас делает намаз и чувствует какое-то движение в ягодицах, из-за которого он думает, нарушилось у него омовение или нет, и которое вызывает у него сомнения, то пусть не прекращает намаз, пока не услышит звук или не почувствует запах» (Абу Дауд, 177).

Из этого хадиса вытекает, что молящийся не должен прерывать свой намаз, пока не убедится в том, что у него нарушилось омовение. А эти два признака упоминаются в хадисе, потому что выделение газов чаще всего сопровождается звуком и запахом.

Из всего вышеприведенного вытекает, что, если человек помнит, что совершал омовение, но не помнит, нарушилось у него это омовение или нет, то это сомнение не имеет никакого значения и не наносит никакого вреда омовению, следовательно, считается, что этот человек находится в состоянии омовения.

Однако, несмотря на то, что человек в таких случаях считается находящимся в состоянии омовения, ему предпочтительнее обновить омовение, чтобы развеять сомнения и быть полностью уверенным в наличии омовения. Более того, верующему желательно обновлять омовение перед каждым намазом, даже если омовение не нарушилось и никаких сомнений не возникало.

Муслим АБДУЛАЕВ, islam.ru

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Ассаляму алейкум, можно задам вопрос, во время намаза у меня было сомнение в омовении, что у меня в нижнем белье выпустился моча или же мази (выделение) так вот я после намаза хотела переодеться и проверять нижние бельё но не смогла, потому что мама позвала меня и после этого пошла проверять и там я увидела мочу, и что мне делать? заново перечитать намаз или нет? ведь я не знаю когда попала моча, ответьте пожалуйста ради Аллаха

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Руководители Дагестанского регионального отделения Общероссийского общественного благотворительного фонда «Российский детский фонд» и Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества» по Республике...

18 апреля соглашение о совместной работе подписали сегодня Председатель Правления Дагестанского регионального отделения ООБФ «Российский детский фонд» Абдулжелилов Гасангусейн...

Глава Махачкалы проинспектировал реконструкцию на общественных пространствах города

Юсуп Умавов в сопровождении своего заместителя Наримана Темуркаева посетил парк им. Сулеймана Стальского, городской пляж и парк культуры и...

ГУПы и МУПы Махачкалы будут реформированы

Совещание по вопросам реформирования муниципальных унитарных предприятий состоялось под руководством главы г. Махачкалы Юсупа Умавова. Глава города обратил внимание...

Добровольцам, вступившим в батальон «Каспий», будет оказана дополнительная помощь

17 апреля в режиме ВКС состоялось совещание под председательством руководителя Администрации Главы и Правительства РД Алексея Гасанова, в ходе...
spot_imgspot_img

Мэр Махачкалы обсудил подготовку к туристическому сезону

16 апреля под руководством главы столицы Дагестана Юсупа Умавова прошло совещание по вопросу подготовки к туристическому сезону. Об этом...

Депутаты открыли очередную детскую площадку

Накануне депутаты города Махачкалы во главе с председателем Собрания Марисом Ильясовым открыли очередную детскую площадку для жителей многоквартирного дома...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам