21 сентября Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным была объявлена частичная мобилизация населения для ведения военной спецоперации на территории Украины.
Однако повестки стали распространяться хаотично, без какого-либо учета состояния здоровья, возрастной или социальной пригодности. Как результат – масса вопиющих нарушений, вызвавшая шквал недовольств у гражданского населения. Сегодня очевидно, что ситуация требует разъяснения. По всей стране и, в частности, на территории Республики Дагестан в данный момент работают телефоны горячих линий. Каждый желающий может позвонить, чтобы обратиться за необходимой справочной информацией, а также получить консультацию по номеру 122, добавочный 1. Также к процессу подключились общественные региональные организации.
ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ «НАРОДНОГО ФРОНТА»
С нами согласился поговорить спикер – руководитель регионального Исполкома «Народного фронта» в Дагестане Джамалудин Шигабудинов. Дело в том, что сегодня организация открыла свои горячие линии по поводу возможных нарушений при рассылке повесток.
– У нас работает Центр помощи для ошибочно мобилизованных граждан. По горячей линии мы принимаем звонки, а также рассматриваем поступившие сообщения в наших соцсетях. То есть в наших социальных аккаунтах можно оставить свое обращение.
– С какой информацией к вам можно обратиться? С чем и в каком направлении работаете?
– Мы работаем только с теми случаями, где сталкиваемся с подозрением, что человек оказался мобилизован по ошибке. Есть определенные категории граждан, которые не подпадают под параметры мобилизации. К примеру, многодетные отцы (мужчины, у которых 4 и более детей, старшему менее 16 лет), единственные опекуны ребенка-инвалида или взрослого инвалида. Это примеры возможных нарушений. Есть и иные случаи, вышеперечисленные – это небольшой пример категорий граждан, которые не подпадают под частичную мобилизацию.
– Вы предоставляете какую-то консультативную информацию?
– В рамках своей деятельности мы, конечно, консультируем. Но консультация все-таки это не наша функция. За подробной информацией и разъяснениями в случае, если возникли вопросы по поводу мобилизации, можно обратиться по другому единому номеру – 122. Там заявки принимаются расширенно.
Но мы все равно ведем в том числе и информационную работу, потому что иногда люди думают, что они ошибочно мобилизованы, и приходится разъяснять, что, согласно букве закона, они подпадают под заявленные нормативы частичной мобилизации и никакой ошибки здесь нет.
На данный момент нам подано более двухсот заявок. Чуть более ста заявок поступило со вчерашнего открытия горячей линии; менее ста – на текущий момент сегодняшнего дня. Но итоги подводятся каждый день, ближе к вечеру.
– С чем столкнулись?
– Больше всего поступило жалоб от граждан старше 35 лет; чаще всего обращаются родственники сорокалетних граждан мужского пола либо по поводу призыва мужчин старше сорока лет.
Многие жалуются на отсутствие военно-врачебной комиссии, поступают также сообщения о том, что мобилизованных отправляют без медицинского осмотра. Много жалоб подано и от инвалидов по поводу своих мобилизованных опекунов. Последний случай заявки – это отец четырех малолетних детей.
Мы работаем с обращениями со всей республики. Наши номера 51-60-44, 51-60-43 и 51-60-45. Деятельность по горячим линиям мы ведем только в рабочие дни. Однако все граждане могут оставить свою заявку в наших соцсетях (https://t.me/onfdagestan, https://vk.com/onf_dagestan, https://ok.ru/group/57973825536064), и мы ее рассмотрим. Там, где понадобится наше вмешательство, обязательно возьмем вопрос на контроль и станем решать, отстаивая исполнение закона.
– Что имеете на сегодняшний момент?
– У нас есть кейсы, которые мы уже подсобрали. Вчера мы обратились по ряду фактов в Военную прокуратуру. Будет организовано обращение к руководителю мобилизационного штаба по РД – Главе РД Сергею Меликову. Но мы рассчитываем на активное содействие Военной прокуратуры, так как считаем, что необходимо рассматривать подобные нарушения по данному факту заявок и гражданских жалоб. Особенно это касается тех сообщений, где очевидно, что закон нарушается.
Хотим также отметить, что в процессе работы с обращениями мы выработали несколько важных рекомендаций для граждан, которые считают, что они либо их родственники были мобилизованы по ошибке. Во-первых, не надо ждать. Когда вы обращаетесь к нам буквально за несколько часов до явки на сборный пункт – это сильно осложняет нам работу. Важно понимать, что за это время ведется формирование списков людей, потом этот список необходимо утверждать и проверять, а это занимает немало времени.
Действовать нужно незамедлительно. Если у призываемого есть проблемы со здоровьем, ему необходимо брать с собой все подтверждающие документы о состоянии здоровья либо о том, что он подлежит демобилизации. С этими справками нужно идти в военный комиссариат, обращаться в военную прокуратуру, писать заявление, регистрировать копию заявления и требовать, чтобы его, как призываемого, отправили на осмотр в ВВК – военно-врачебную комиссию. Если призываемый единственный кормилец в семье, отец-одиночка, опять-таки опекун инвалида, то, естественно, должны быть все подтверждающие документы. То есть каждый факт должен подтверждаться справкой требуемого по закону образца. Если речь идет о студенте, то должна быть представлена справка из вуза. Если же после всех манипуляций обращение не возымело действия, тогда составляется новый алгоритм жалоб и обращений – уже на тех, кто не реагирует на заявки.
ИНЫЕ НАСТРОЕНИЯ
Как таковых разъяснений по поводу справочной информации и параметров для мобилизованных от Военного комиссариата РД нам получить так и не удалось. Диалог завершился на уровне приемной.
Несмотря на это, военкомы по стране и даже в личных беседах с нами признаются (не под протокол), что все дело в работе по устаревшим информационным базам. Сегодня они ссылаются на то, что люди сами не сообщают военкоматам о своих обстоятельствах: рождении четвертого ребенка, получении инвалидности, статусе отца-одиночки или опекуна.
Однако в этом аспекте возникает масса вопросов. Во-первых, сегодня можно успешно архивировать, объединять, а затем и обновлять базу данных через общий канал с соседствующими организациями. Например, можно получать необходимые сведения на гражданина по состоянию здоровья, инвалидности или иного статуса. Другой вопрос, почему эта работа не проводится.
Касаемо того, каким образом повестки оказались в руках возрастных военнообязанных граждан – тоже возникает множество вопросов. Тут даже обращаться к базам данных нет никакой необходимости – возраст указан в самом военном билете призываемого.
Такой подход к реализации мобилизационного процесса сказался на настроениях граждан. В Махачкале на День города, 25 сентября, полицейские столкнулись с митингами и беспорядками на улицах столицы. К вечеру того же дня в сетях появилась информация, что дагестанцы перекрывали федеральную трассу «Хасавюрт – Махачкала» из-за ошибок, допущенных военкоматами во время мобилизации.
Сегодня при участии общественников ведутся разбирательства, становится очевидно, что причина таких агрессивных настроений в том числе связана со внешними провокациями и спланированной подрывной деятельностью. Тем не менее, очевидно, что люди возмущены хаотическим распространением повесток; эту же мысль выразила Маргарита Симоньян в недавнем телеэфире: «Когда я слушаю Верховного главнокомандующего, который, как всегда, берет эту тяжелую ответственность на себя и объявляет это первым, сам; слушаю министра обороны, который дальше разъясняет его слова, у меня, как и у всего народа, ощущение, что туда берут ребят с опытом – которые отслужили, служили контрактниками, где-то уже бывали, водили эти танки в конце концов, знают, как обращаться с этой артиллерией. У них есть опыт и многие не против снова послужить своей Родине.
У меня много таких знакомых – боевых ребят с конкретным опытом. Ни одному не пришла повестка. Ну не зовут их туда, сами уже хотят пойти. Зато точно так же у меня много знакомых – простых студентов или которые по возрасту не подходят, или которые больные чуть ли не с поломанным позвоночником. Слушайте, женщина-кардиолог, мать-одиночка с двумя детьми. Верховный главнокомандующий не отправляет туда срочников-призывников даже. Неужели вы думаете, что вместо них туда кто-то хотел отправить парикмахеров, женщину-кардиолога, музыканта из оркестра, учителя года? Конечно, нет. Но так же проще – взял на месте картотеку и набрал по списку, да на премию», – отметила журналист.
Подытожил проведение частичной мобилизации сам Глава Дагестана. В своем телеграм-канале Сергей Алимович написал: «Я уже ранее говорил об этом, но повторю снова: частичная мобилизация должна проходить строго по объявленным президентом критериям. В последних указах главы государства черным по белому написано, кого сегодня мобилизуют. Никаких ошибок и исключений из правил быть не может! Главы городов и районов несут за это персональную ответственность». Немного позже Глава РД отметил, что руководители муниципалитетов из числа не готовых кропотливо заниматься вопросами мобилизации должны сами идти в военкоматы. «Каждый должен страну защищать на своем месте. Не можете обеспечить процесс качественно и повернуться к людям лицом – идите в военкомат, пишите заявления, хоть так принесете пользу Родине», – заключил Глава Дагестана.
Также на сегодняшний день Сергей Меликов положительно отметил усилия руководителей Махачкалы, Табасаранского и Кизлярского районов, которые не остаются безучастными в противоречивых процессах частичной мобилизации на своих территориях и контролируют ее соответствие Указу Президента РФ.
P.S. Стало известно, что работники системообразующих предприятий имеют право на отсрочку от мобилизации (бронь). Уже определен перечень профессий, представители которых имеют на нее право. Работодатель должен передать список работников в военкомат, где проверят все документы и выдадут удостоверение о праве на отсрочку.
Регина ГАДЖИБАЛАЕВА