О мертвых либо хорошо, либо ничего

Эта старинная пословица означает, что об умерших людях принято говорить или хорошее, или, если даже вы думаете о них плохо, не говорить ничего. Ислам также запрещает поносить покойных и побуждает упоминать только их достоинства.

Человек, покидая этот мир, теряет возможность совершать благие деяния, исправить свои проступки и ошибки, а также больше не может покаяться. Многие думают, что в ближайшее время смерть их не коснется, но ангел смерти, исполняя свои обязанности, не берет в расчет их мнение и не откладывает свою работу ни на миг.

Всевышний Аллах в Священном Коране сказал: «И расходуйте ради довольства Аллаха из того, чем Мы наделили вас, до того, как придет к кому-нибудь из вас смерть, и тогда он скажет: “Господи! Если бы Ты дал мне небольшую отсрочку, то я стал бы давать милостыню, совершать благие деяния и вошел бы в число праведников”. Но никогда Аллах не даст отсрочки душе, когда придет время ее смерти. И Аллах сведущ в том, что вы делаете» («Сафват ат-тафасир», сура Аль-Мунафикун: 10-11).

У того, кто умер, нет больше шансов совершать благие деяния и вести праведный образ жизни. А те, кто поносит умерших, хулит их и говорит о них плохо, находятся в еще более худшем положении, чем умершие, ведь они не смогут попросить прощения у умерших, и этот грех останется с ними навечно. Что может быть страшнее этого?

По этим и другим причинам Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) во многих своих высказываниях запрещал поносить покойных, говорить о них плохо и указывал воздерживаться от упоминания их недостатков.

От ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) передается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не подвергайте поношению покойных, ибо они уже пришли к тому, что творили прежде (уже получили соответствующее воздаяние за свои добрые или дурные дела)» (Имам Ахмад, 2540; Бухари, 1393; Ан-Насаи, 1936).

Ибн ‘Аллян ас-Сиддики в своей книге «Далиль аль-фалихин», комментируя этот хадис, пишет следующее: «Они уже пришли к завершению того, что творили прежде из своих добрых или дурных деяний, и поэтому в их порицании нет пользы. В этом хадисе подразумевается порицание умерших мусульман. Что касается умерших неверных, то в целом их можно порицать. А что касается конкретного умершего из числа неверных, то и его нельзя порицать, потому что, возможно, он умер мусульманином. Но это не касается конкретных умерших, на которых Всевышний Аллах или Пророк (мир ему и благословение Аллаха) прямо указал как на умерших неверующими, например, Абу Ляхаба и Абу Джахля».

Также от ‘Абдуллаха Ибн ‘Умара (да будет доволен ими обоими Аллах) передается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Упоминайте достоинства ваших покойных и воздерживайтесь от (упоминания) их недостатков» (Абу Дауд, 4900; Тирмизи, 1019; Ибн Хиббан, 3020; Байхаки, «Шу‘аб аль-иман», 6252).

Ученые-богословы указывали, что категорически запрещается подвергать поношению умершего мусульманина, если он не был известен своим нечестием. Однако наши праведные предшественники разошлись во мнениях относительно дозволенности поношения даже неверных и общеизвестных нечестивцев.

Что касается поношения дурных людей, то передается множество хадисов, в которых есть указания на дозволенность этого. К таковым относятся достоверные хадисы, в которых сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) поносил конкретных людей.

Одним из таких указаний также является хадис, в котором сообщается, что когда мимо собравшихся прошла похоронная процессия и люди стали отзываться о покойном плохо, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не выразил свое порицание, а только сказал: «Это обязательно».

От Анаса (да будет доволен им Аллах) передается: «Однажды, когда мимо нас прошла похоронная процессия и люди стали восхвалять покойного, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Это обязательно”. Затем прошла еще одна похоронная процессия, и на этот раз люди стали отзываться о покойном плохо, однако Пророк (мир ему и благословение Аллаха) снова сказал: “Это обязательно”. Тогда ‘Умар бин аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) спросил: “Что обязательно?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: “Вы воздали хвалу этому, и теперь он обязательно окажется в Раю, а о другом вы отозвались плохо, и теперь он обязательно окажется в огне, ведь вы − свидетели Аллаха на земле”» (Бухари, 1367; Муслим, 949; Тирмизи, 1058)

Ученые-богословы разошлись во мнениях относительно того, как совмещать друг с другом вышеупомянутые указания. Наиболее верным и очевидным представляется то мнение, согласно которому упоминать о пороках неверных разрешается.

Что же касается мусульман, которые были известны как нечестивцы или приверженцы нововведений, то говорить об их пороках можно в том случае, если это необходимо для того, чтобы предостеречь других людей и уберечь их от согласия с тем, что говорили эти нечестивцы, и повторения того, что они делали. Если же в этом нет необходимости, то поносить таких людей не разрешается, в чем и состоит смысл вышеупомянутых указаний.

Муслим АБДУЛАЕВ, islamdag.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Мэр Махачкалы проинспектировал реконструкции на нескольких городских локациях

15 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов вместе со своим заместителем Нариманом Темуркаевым провел инспекцию реконструкции в парке Сулеймана...

Самолет не смог вылететь из Махачкалы в Сургут

Минувшей ночью произошло сразу два инцидента с авиарейсами в Югру. Один самолёт не смог с первого раза вылететь из...

ФАС выявил картельный сговор участников торгов на поставку продуктов в соцучреждения Дагестана

ООО «Рамкейт», ООО «Молторг», ООО «Масленица» и ООО «Экофуд» участвовали в закупках на поставку продуктов питания в медицинские и...

В Махачкале состоится всероссийская акция «Библионочь – 2024»

20 апреля в 19:00 в Национальной библиотеке РД состоится ежегодная всероссийская акция «Библионочь». Тема 2024 года – «Читаем всей...
spot_imgspot_img

Предстоящим летом в махачкалинском аэропорту ожидается рекордное число обслуживаемых рейсов

В аэропорту столицы Дагестана летом текущего года ожидается рекордное число обслуживаемых рейсов. Как рассказал глава Министерства по туризму РД...

Первая группа призывников из Махачкалы отправилась на армейскую службу

13 апреля на сборном пункте военного комиссариата столицы Дагестана на службу в армию проводили первую группу призывников. Об этом...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам