Каждый родитель непременно задумывался над вопросом, куда направить нескончаемую энергию своего чада. Практически всегда приходится выбирать между спортивной секцией и детской школой искусств. Если ребенок гиперактивный, то можно посещать сразу два направления.
Недавно «МИ» запустили целую серию репортажей о спортшколах нашего города, настало время рассказать и о кузнице юных талантов в различных областях искусства. Поможет нам в этом директор Детской школы искусств №7 Шамиль Далгатов.
ХОРОШИЕ ВОЗМОЖНОСТИ
– Шамиль Джаватханович, расскажите в целом о Детской школе искусств №7, чем она живет, гордится и какие интересные направления в ней развиты.
– Детская школа искусств №7 была основана в 1981 году. В 2021-м мы отметили ее 40-летие. Это было грандиозное мероприятие, которое прошло в зале Кумыкского театра. Мы являемся школой Управления культуры г. Махачкалы, но базируемся и в пригородных поселках. Наверное, мы – единственная школа искусств, которая охватывает все близлежащие поселки нашего города: Шамхал, Шамхал-Термен, Богатыревка, Талги, Новый Хушет. С гордостью могу отметить, что у нас есть филиал и в поселке Новый Кяхулай.
– А какие направления созданы?
– У нас реализуются три направления: музыкальное, хореографическое и художественное. Музыкальное направление подразумевает игру на разных инструментах – фортепиано, скрипка, гитара, обучаем игре на национальных инструментах. Многие думают, что хореография или художественное направление – это какой-то кружок, но в детских школах искусств обучение ведется по предпрофессиональной программе.
Если хореография, дети обязательно должны проходить классические и бальные танцы. Если художественное отделение, то, помимо рисунка и живописи, обязательно есть композиция, прикладное направление. Если это музыкальное отделение и ребенок посещает уроки игры на фортепиано, то обязательно при этом он должен изучать сольфеджио, музыкальную литературу, посещать уроки хора. Образование в нашей школе подразумевает комплексный подход.
– А если говорить об охвате, то какое количество детей в среднем посещает школу?
– На сегодняшний день контингент учащихся составляет более 800 человек (это в 6 пригородных поселках Махачкалы).
Например, дети, проживающие в Шамхале или в Шамхал-Термене, не имеют такого выбора мест времяпрепровождения, как махачкалинские дети. Поэтому они с большим удовольствием посещают наши занятия. В каждом поселке созданы хореографические ансамбли. И с гордостью могу сказать, что дети из пригородов Махачкалы принимают участие во всех мероприятиях, проводимых Управлением культуры. Для детей это большое достижение.
– Это также хорошая возможность получить базовое профессиональное образование. В дальнейшем, если они захотят связать свою жизнь с музыкой или танцами, школа дает им такую возможность?
– Конечно. Немало наших учеников после окончания средних и высших учебных заведений вернулись и работают у нас. Так, девушка из маленького поселка Богатыревка, окончив театральное отделение, отучилась в Москве в Театральном институте им. Щукина. И сегодня она – один из лучших специалистов – работает в Кумыкском театре и продолжает обучать детей в театральной студии в поселке Новый Кяхулай.
Таких талантливых учеников у нас много и нередко мы получаем теплые слова и благодарные отзывы от директоров средних и высших учебных заведений.
– Одно дело, когда создается школа и дети приходят туда учиться. Другое – создать условия: большие залы, кабинеты, необходимые инструменты и т.д.
– В поселках мы базируемся в домах культуры. В них есть большие сцены, актовые залы, кабинеты, где мы можем заниматься. Отдельно хотелось бы отметить наше подразделение в поселке Новый Кяхулай. Мы относительно недавно его открыли, и за это огромная благодарность Управлению культуры и лично Фариду Велихановичу Абалаеву, потому что без его инициативы мы бы не смогли этого сделать. Нам дали возможность открыть там филиал, и в 2018 году сюда поступили учиться более 350 детей. В Новом Кяхулае родители с огромным удовольствием приводят детей, и каждый раз мы слышим от них слова благодарности, что у их детей есть возможность обучаться в школе искусств, не выезжая за пределы поселка.
– Приятно, наверно, получать слова благодарности?
– Да, очень приятно. Их адресовать можно всем тем людям, которые принимают участие в этом. Управление культуры, в свою очередь, выполняет огромный объем работы, чтобы наши дети, дети нашего города могли получать профессиональное дополнительное образование в сфере культуры.
О МЕРОПРИЯТИЯХ И ПРАЗДНОВАНИИ ДНЯ ГОРОДА
– Давайте поговорим о мероприятиях, в которых участвует школа.
– В этом году мы праздновали юбилей Махачкалы. Все детские школы искусств как «один кулак» были задействованы в праздновании 165-летия столицы. И я думаю, такого Дня города за все время существования Махачкалы не было. Наши дети стояли на одной сцене с Академическим ансамблем песни и пляски Российской армии им. А.В. Александрова, и мы слышали восторженные отзывы и самих детей, и их родителей.
Говоря о выездных мероприятиях, мы в прошлом году приняли участие во Всероссийской детской фольклориаде. Ансамбль «Дети гор» под руководством заслуженного учителя РД, хореографа Арсена Ибрагимова побывал в городе Чебоксары (Республика Чувашия). Фольклориада проходила впервые, и в ней приняли участие творческие коллективы из 84 регионов России. Наши дети представляли Республику Дагестан. Также мы посетили Детский культурный форум, который проходил в Москве. Дети посетили свыше 60 мероприятий: мастер-классов, лекций, круглых столов, форсайт-сессий и др., получили огромное удовольствие и массу приятных впечатлений.
– Как все-таки проходит отбор, какие дети поедут, а какие нет?
– Если говорить о хореографии, например, все дети получают базовое образование, но когда педагог видит, что ребенок талантлив, он отбирается в ансамбль. А уже те дети, которые входят в ансамбль, выезжают и представляют школу. Состав ансамбля, естественно, меняется. Дети оканчивают учебу, уходят, им на смену приходит молодое поколение, которое старается быть похожим на предшествующее.
– А что касается детей мобилизованных участников СВО? Правда ли, что они будут иметь возможность бесплатно проходить обучение?
– Администрацией Махачкалы вынесено постановление, что дети участников СВО будут обучаться бесплатно в школах искусств, для них мы создадим все условия.
– Возвращаясь к празднованию Дня города, расскажите о самом празднике, как и кем он был организован?
– Управление культуры города и лично начальник управления Фарид Абалаев взяли на себя огромную ответственность и проделали колоссальную работу. Мы даже представить себе не могли, насколько масштабно все это будет происходить. Все дети очень ответственно относились к подготовке. День города был намечен на 25 сентября, а подготовку к этому дню мы начали уже в августе. Репетиции проводились каждое воскресенье. Был проделан огромный объем работы, чтобы показать горожанам в один день такой концерт.
ВКЛАД В ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ
– Хочется напомнить и о ежегодном фестивале «Кавказ – единая семья», который проходит летом. Знаем, что многие школы искусств принимали в нем участие.
– Да, на этот фестиваль съезжаются коллективы со всего Северо-Кавказского Федерального округа. Ансамбли из Ингушетии, Чечни, Кабардино-Балкарии, Осетии и т.д. В один из дней фестиваля дают концерты в пригородных поселках. Люди с большим удовольствием приходят посмотреть на выступления приезжих коллективов.
– Давайте поговорим об ансамбле «Дети гор». Когда он был создан и какова его история?
– Ансамбль был создан еще в 1980-х годах преподавателем Арсеном Ибрагимовым, который до сих пор у нас работает и является заведующим хореографическим отделением. В этом году мы подали заявку на присвоение коллективу звания «Образцовый ансамбль». Они, действительно, это заслужили, а присвоение звания станет для них большим стимулом держаться на таком же высоком уровне, как и сейчас.
– Как вы привлекаете преподавателей работать в филиалах, которые находятся в пригородных поселках?
– В основном работают люди, проживающие в этих поселках. Замечательные хореографы, хорошие музыканты, прекрасные преподаватели декоративно-прикладного искусства, вокального и художественного отделений, театральной студии. И все педагоги, которые имеют специальное или высшее образование, работают с детьми в поселках уже не один год.
– Есть ли в планах создание подобных школ в других поселках?
– У нас есть такие пригородные поселки, где нет школ искусств. Например, огромный поселок Семендер. Немногие дети из этого поселка могут позволить себе посещать ближайшие школы искусств. А Управление культуры всегда ставит перед собой задачу привлечь как можно больше детей в профессиональные школы искусств.
Хотелось бы отдельно отметить поселок Талги. На открытии новой общеобразовательной школы в этом поселке в 2021 году присутствовал Глава республики Сергей Меликов. Именно благодаря его инициативе было поручено открыть в поселке учреждение культуры, в котором дети смогут получать дополнительное образование. Так, мы открыли филиал детской школы искусств №7 – хореографическое отделение. На сегодняшний день там обучается более 50 детей, которые уже выступают и представляют свой поселок на различных мероприятиях. Работа ведется, и детям очень нравится.
Подводя итоги, хочется отметить, что все городские школы искусств вносят свой вклад в культурное воспитание нашей молодежи. И те дети, которые учатся в наших школах, слушая изо дня в день живую музыку, становятся, на мой взгляд, добрее, они воспринимают и чувствуют эту жизнь по-другому.
Шихмагомед НУРМАГОМЕДОВ