Многие из нас сталкиваются с недобросовестными предпринимателями, предоставляющими товары и услуги ненадлежащего качества. Мы знаем, что права потребителя защищены, но не совсем представляем, что конкретно делать. Закон РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) предусматривает два варианта защиты прав граждан-потребителей.
Итак, в соответствии с российским законодательством потребитель вправе:
1) либо предъявить требование о защите нарушенного права продавцу (изготовителю, исполнителю);
2) либо обратиться с иском в суд, предварительно не предъявляя требований продавцу (изготовителю, исполнителю).
Статья 11 Гражданского кодекса РФ закрепляет такую форму защиты нарушенных прав потребителя, как обращение в суд с соответствующим иском.
Отдельно стоит отметить, что в соответствии с частью 3 статьи 17-й Закона о защите прав потребителей, потребители, иные истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
По спорам, связанным с защитой прав потребителей, в суд, кроме самого потребителя, могут обращаться:
– Роспотребнадзор и его территориальные органы;
– иные органы в случаях, установленных законом (например, прокуратура);
– органы местного самоуправления;
– общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), имеющие статус юридического лица.
Вместе с тем, в определенных случаях потребителю, прежде чем обратиться с соответствующим исковым заявлением в суд, необходимо пройти стадию досудебного (претензионного) разрешения спора с исполнителем. Претензионное производство имеет ряд «плюсов» по сравнению с судебным разбирательством. Претензионное производство позволяет оперативно и без дополнительных расходов (оплата услуг представителя, проведение судебной экспертизы и другие) установить обстоятельства спора и при необходимости принять меры для восстановления нарушенных прав потребителя. Также стоит отметить, что в соответствии со статьями 202 и 203 Гражданского кодекса РФ, предъявление гражданином-потребителем претензии не является основанием приостановления или прерывания течения исковой давности.
Порядок оформления претензии
Претензия подается в произвольной письменной форме, которая пишется на имя продавца (исполнителя, изготовителя) в двух экземплярах. В претензии излагается суть предъявляемых требований, указывается факт отказа удовлетворения устных требований. В претензии должно содержаться требование добровольного удовлетворения прав потребителя. В противном случае потребитель оставляет за собой право обратиться в суд и требовать кроме защиты его права возмещения материального и морального вреда. Претензия, подписанная заявителем с указанием его домашнего адреса, с приложением документов по существу претензии передается адресату.
На втором экземпляре необходимо сделать отметку о получении оригинала должностным лицом. Письмо также может быть отправлено по почте заказным письмом с уведомлением о вручении адресату. Таким образом, предъявление претензии по большинству дел о защите прав потребителей необязательно, но рекомендуется как возможный досудебный порядок урегулирования споров, способ конкретизировать свои требования к ответчику до судебного разбирательства и документально зафиксировать момент начала отсчета срока удовлетворения требований потребителя.
Камиль ОМАРОВ