Всевышний Аллах сотворил всех людей предрасположенными к истинной вере. Он взял со всех людей слово, что они не будут поклоняться никому иному кроме Него, до того, как они родились. Всевышний Создатель также указал людям пути, ведущие к добру, и пути, которые ведут ко злу, а выбор оставил за ними.
Всевышний Аллах в Священном Коране сказал: «И мы указали им пути к добру и злу, на правильное направление и заблуждение, чтобы они следовали по пути, который ведёт к счастью, и сторонились путей, ведущих к бедам». («Сафват ат-Тафасир», сура Аль-Баляд, 90:10)
Всевышний Создатель дал человеку право выбора и одарил его разумом и способностью отличить добро от зла. И каждый человек по воле Всевышнего выбирает из указанных в этом аяте двух путей тот, который пожелает.
Всевышний Аллах в Священном Коране сказал: «И скажи, о Мухаммад, этим беспечным: “Истина пришла от вашего Господа: кто хочет, пусть верует, а кто хочет, пусть станет неверным (хотите – веруйте, хотите – не веруйте)». («Сафват ат-Тафасир», сура Аль-Кахф, 18:29)
На первый взгляд, в этом аяте содержится только повеление людям поступать согласно своим пожеланиям, но в действительности этот аят является предупреждением и угрозой тем, кто выбрал путь зла.
Чтобы разъяснить людям разницу между добром и злом, Всевышний Аллах по своей милости отправил к ним посланников, которые возвращали заблудших на путь истины, радовали благими вестями тех, кто повиновался Господу, и предупреждали о наказании тех, кто Его ослушался.
Всевышний Создатель поддержал своих посланников явными доводами и чудесами, которые указывают на их правдивость в том, что они сообщают от Господа. Таким образом, к каждой общине был отправлен человек, который предупреждал их обо всём этом.
Но к некоторым людям приходили шайтаны из числа людей и джиннов, которые сбивали их с правильного пути и истинной религии. Эти шайтаны склоняли людей к заблуждению, и многие из людей, следуя им, отказывались повиноваться посланникам Аллаха.
От ‘Ияза ибн Химара аль-Муджаши’и (да будет доволен им Аллах) передаётся, что однажды во время своей проповеди Посланник Аллаха сказал: «Поистине, Господь мой велел мне научить вас тому, чего вы не знали и чему Он научил меня сегодня. (Он сказал): “Любое имущество, которое Я даровал рабу, является дозволенным для него. Поистине, Я создал всех Моих рабов ханифами (склонившимися от всех ложных религий и сект к истинной религии), но к ним стали являться шайтаны, которые отвратили их от религии, объявили запретным то, что Я разрешил им, и велели им поклоняться наряду со Мной тому, относительно чего Я не приводил никаких доводов”». (Муслим, 2865)
Как мы выше упомянули, Всевышний Аллах взял с каждого человека завет и заставил их засвидетельствовать, что Он является их Господом. Об этом Всевышний Аллах сообщает в следующем аяте: «И вот Господь твой выводил потомство из потомков Адама, из спин их (О Мухаммад, упоминай о том, что твой Господь извлёк всех сыновей Адама из спин их родителей, заставил их сознаться в единобожии и сделал их свидетелями друг для друга). И заставил их засвидетельствовать против самих себя: “Не Я ли ваш Господь?” Они сказали: “Да, мы свидетельствуем, что Ты – наш Господь” (то есть они признали это и взяли на себя обязательство исполнить этот завет). Это для того, чтобы вы не сказали в День воскрешения: “Поистине, мы были беспечны в этом (в этом обязательстве и признании господства Аллаха)”». («Сафват ат-Тафасир», сура Аль-А‘раф, 7:172)
Ибн Касир в своей книге «Тафсир Аль-Куръан аль-‘Азим», комментируя этот аят, пишет следующее: «Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: “Всевышний Аллах вывел из спины Адама (мир ему) всех его потомков, которых Аллах сотворит до Судного дня, и Он взял с них завет, что они будут поклоняться Ему, не придавая Ему никого в сотоварищи. А Всевышний Создатель взял на Себя их пропитание и удел. После этого он вернул их в спину Адама”».
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ сказал: «Каждый ребёнок рождается мусульманином (с врождённым Исламом [фитрой]), а уже потом родители делают из него иудея, христианина или огнепоклонника». (Имам Ахмад,7712; Бухари,1375; Муслим, 2658; Абу Давуд, 4714)
В том, что Всевышний Аллах так сотворил людей и предопределил их судьбу, кроется великая мудрость. Об этом Он сказал в Священном Коране: «А если бы пожелал Аллах, то Он непременно сделал бы вас одной общиной (сделал бы всех людей под одну заготовку, чтобы они имели одну веру, не противоречили друг другу и не разделялись). Однако Он по Своей мудрости оставил им выбор, поэтому Он вводит в заблуждение, кого пожелает (того, кто выбрал неверие, он унижает по справедливости), и ведёт Он к истинному пути, кого пожелает (того, кто выбрал Веру, содействуя им по Своей милости). И вы все непременно в День воскрешения будете спрошены о том, что творили, и получите соответствующее воздаяние даже за пустяки». («Сафват ат-Тафасир», сура Ан-Нахль, 16:93)
В том, что Аллах создал Иблиса, сделал одних людей верующими, других – неверующими и нечестивцами, кроется великая мудрость. Таким образом Создатель испытывает всех этих людей и показывает преданность (искреннее рабство) Своих вали и любимцев.
Всевышний Аллах в Священном Коране сказал: «А если бы Аллах пожелал, то непременно сделал бы их одной общиной (Он сделал бы всех людей идущими правильным путём и все люди были бы одной веры и в одной общине, то есть мусульманами), но Он дарует Свою милость только тому, кому пожелает (То есть Аллах мудр и не делает того, в чём нет блага. Того, кто выбрал правильный путь, Он направляет на путь истины и вводит в Рай, а того, кто выбрал заблуждение, Он вводит в заблуждение, а потом из-за этого заблуждения вводит в Ад)». («Сафват ат-Тафасир», сура Аш-Шура, 42:8)
Из всего вышеприведённого вытекает, что Всевышний Аллах таким образом испытывает людей. В качестве самого эффективного оружия Он даровал людям разум и в качестве наилучшего указателя пути – Коран, а самым лучшим проводником по этому пути Он сделал последнего своего Пророка ﷺ.
Всевышний Аллах сообщил людям свои повеления и запреты и наделил их разумом, волей и выбором, чтобы они могли действовать в рамках Его закона. Тот, кто следует прямым путём, поступает во благо себе, а кто впадает в заблуждение, тот поступает во вред себе.
Муслим АБДУЛАЕВ, islamdag.ru