25 июня исполнилось 80 лет выдающемуся мыслителю современности — ученому, изобретателю, конструктору, математику и философу Шамилю Гимбатовичу Алиеву.
Немало поздравлений прозвучало в адрес юбиляра от друзей, и я присоединяюсь к ним с наилучшими пожеланиями, которые озвучу в конце этой публикации… но вначале мне хотелось бы порассуждать о роли такой личности, как Шамиль Гимбатович Алиев, чье имя широко известно в стране (не только в научных кругах) и далеко за ее пределами.
Удивляют скромность и сдержанность, с какой прошли мероприятия, приуроченные к юбилейному дню. Возможно, обладая врожденной горской мудростью и несоизмеримым с его заслугами чувством скромности, Шамиль Гимбатович не пожелал привлечь внимание широкой общественности к этому событию. И потому торжества в честь выдающегося ученого проходят столь неприметно… Увы, слишком скромно для Республики Дагестан и для страны в целом так, словно в каждой отрасли, в каждом регионе, в каждом университете и подразделении ВПК имеется по мыслителю и выдающемуся философу времени, равному Шамилю Алиеву. Но даже если бы это и в самом деле было так, мы все равно были бы обязаны учредить их повсеместный культ.
Да, да, я не оговорился – именно о культе мудрецов мы обязаны обеспокоиться сегодня.
На мой взгляд, торжества, посвященные юбилею Шамиля Гимбатовича Алиева, безусловно, нужны не ему, но всем нам. И дело не в славословии и комплиментах, какие все же не способны описать и передать величину его личности. Славя ученого, отдавая должное мудрецу, мы возвышаем роль науки и мудрости в нашей жизни. Это закон сохранения разумной жизни, поскольку культ мудрецов — это то, что спасает народы от фатальных ошибок и тупиков. Мы должны запечатлеть это в быстро ускользающем времени как часть своего Предания, передающегося следующим поколениям. Ибо сказано у древних: Verba volant, scripta manent – слова улетают, написанное остается.
Культ мудрости и почитание ее – в этом и выражается наша культура. Как она будет отмечена в веках, сейчас неважно. Но менее всего хотелось бы, чтобы наши потомки определили нашу эпоху как «культуру потребления»…
Скромность, с которой мы чествуем сегодня мудреца восточного типа Шамиля Алиева, не может не настораживать, ведь еще совсем недавно Кавказ был тем местом, где торжествовал и властвовал культ старейшин, культ мудрецов.
Что произошло? Времена изменились? Культ силы и денег инфицировал и этот благословенный край? Уверен, эта «инфекция» излечима. Культ мудрецов вернется. Были бы мудрецы!..
Вот с этим сложнее.
Мне приходилось снимать в дальних горных аулах годеканы – советы старейшин и их неспешные разговоры об истинной жизни в мире со Всевышним… Более величественного зрелища трудно себе представить.
Мысль весомая, густая, как облако в горах, наполненная опытом долголетия, буквально обволакивала мудрые головы в папахах…
Возвращение к культу мудрых стариков, по моему мнению, должно спасти Россию от безумия «богатых» молодых. От этого бесконечного буйства эмоций и амбиций людей, которым не ведомы дороги на пути к мудрости.
Мое поколение еще помнит, как, читая поэзию и вдохновляясь мыслями Расула Гамзатова, советские люди напитывались кавказской мудростью, уважением ко всему Кавказу и его народам. Лишь один такой человек масштаба Расула Гамзатовича Гамзатова был залогом высочайшей репутации Кавказа в глазах остального мира.
В те годы молодой Шамиль Алиев был благодарным слушателем Расула и часто – первым ценителем стихов великого аварского поэта.
Прошло уже двадцать лет, как нет с нами автора «Журавлей», но есть теперь Шамиль Гимбатович Алиев — фигура столь же знаковая, как и Расул Гамзатович для своего времени.
Воздать ему должное и ознакомить общество с его оценками сегодняшнего дня, его мыслями о науке, музыке, семье, воспитании и культуре – не просто наша задача, а обязанность. Именно в связи с необходимостью сохранять и передавать опыт поколений потомкам.
В своей профессиональной жизни мне довелось брать интервью для фильмов и телепередач у самых разных людей. Мне удивительно везло на собеседников: я вел задушевные беседы с такими выдающимися современниками, что при одном воспоминании об этом меня вновь охватывает восторг: от Натальи Бехтеревой до Сергея Капицы, от Жореса Алферова до Сергея Лаврова, от Валентина Распутина до Даниила Гранина, от Федора Григорьевича Углова до Патриарха Всея Руси Алексия II… Список этот может продолжаться долго…
И эти перечисления не бахвальства ради. Имея столь богатый опыт общения с разными известными личностями, среди которых были действительно выдающиеся люди и просто популярные, я имел возможность соотносить встречающихся на моем журналистском пути великих и не очень людей…
Шамиль Алиев, безусловно, один из тех, о ком можно сказать: это наш выдающийся современник!
Я знаком с юбиляром почти 20 лет и готов ответить за свои превосходные эпитеты о нем перед самым взыскательным собранием, если бы таковое состоялось…
Но, может быть, сейчас «есть более важные, чем юбилеи дела»..? Какие же?
Так вот, я утверждаю, что, если бы таких людей, как Шамиль Алиев, не просто СЛЫШАЛИ, но и СЛУШАЛИСЬ, мир стал бы чище, благоразумнее, справедливее… Опыт мудрецов не позволил бы случиться беде.
Замечу – именно он, будучи генеральным конструктором оборонного предприятия «Дагдизель», является еще и одним из апологетов торпедного дела в России, Недавно Шамиль Гимбатович выпустил в свет беспрецедентное в своем роде многотомное издание по истории и практике ракетного дела.
Он знает войну изнутри, из атомных реакций и взаимодействия частиц на микронном и нано-уровне. Он знает силу атома и силу оружия. Но он также знает и силу мысли и слова.
Вновь и вновь я перечитываю свои кавказские дневники с афоризмами Шамиля Гимбатовича и удивляюсь: «Жить в мире, где за совесть надо платить кровью, – страшно. Но, платя за все в этой жизни, мы не должны забывать одно: зло занимает много места, но весит мало. Добра вроде бы меньше, но весит оно очень много. Такова энергия мира. Пусть это поддержит нас в нашем стремлении послужить Добру»… Так сказать может только истинный мудрец.
…Однажды я с удивлением обнаружил себя темной и теплой осенней ночью высоко в горах Кавказа, где-то в Унцукульском районе. Внизу шумела холодная горная река Ашильта… Еще не остывшая от дневного солнца ночная скала стала для нас с Шамилем Гимбатовичем естественной обсерваторией. Надо было только найти небольшое плато, чтобы улечься поудобнее, скрестив руки на затылке.
Так и происходит встреча с чудом… Я до сих пор не могу понять, почему в горах звезды кажутся ближе и крупнее…
В ту ночь перед нами с Шамилем Гимбатовичем во всем многомиллиардном великолепии полыхали и пульсировали звезды… Несчетное количество, необъятное умом…
Перед ошеломляющим величием этого небесного полотна все земное показалось ничтожным. Но, странное дело, я тогда, возможно, впервые почувствовал себя не мелкой букашкой, а полезной и смелой боевой единицей общего непобедимого Целого… И открылся смысл слов в Священном Писании, где сказано о мире, где «все, как одно, и одно, как все»…
Каждый из нас – полезная и необходимая часть Замысла Творца. В связи с этим и упрощается наша задача: служить этому Замыслу, не отвлекаясь на мелочи…
Это сложно для не приступивших и достаточно легко тем, кто дерзнул стать на этот путь…
Позже я узнал, что место, где я восторженно любовался звездами, связано с одной из кровавых страниц Кавказской войны 30-40 гг. XIX века, с осадой горы-крепости Ахульго, с бесстрашием всех жителей аула, сражавшихся наравне с мюридами имама Шамиля в бою против русских солдат… Они предпочли прыгнуть в пропасть, чем сдаться в плен и потерять честь…
И вот, представьте себе, что именно там, в высоких горах Дагестана духовно побратались перед величием Космоса два совершенно разных человека – аварский ученый-философ и русский тележурналист.
Всякий раз я возвращался из Махачкалы, наполненный запахами меда мудрости, словно человек, вернувшийся с пасеки… Афористичные высказывания Шамиля Гимбатовича были тем самым ароматным медом, питательным для пытливого ума с насыщенным вкусом горской мудрости. Я специально размещал их в своих блокнотах в ажурные «рамки», словно суры из Корана — боясь, что забуду… Например, вот эти слова-афоризмы: «Земля на Небе, а мы на Земле. Значит, мы уже на Небе», «Взрослые должны учиться у детей любви к жизни», «Дети потому счастливы, что их не тяготит груз прошлого»…
Я был готов слушать этого человека часами и сутками напролет… И я его слушал. Я сделал о нем пять или шесть документальных фильмов в цикле «Верю в человека». Их увидели зрители махачкалинского ТВ, увидели в Объединенных Арабских Эмиратах, их одобрил тогда Рамзан Кадыров… Но Verba volant… Слова улетают… Время исчезает, и деньги со временем заканчиваются, а мудрость только прибывает… Если, конечно, ее ценить…
И вот сегодня, в год большого 80-летнего юбилея в жизни Шамиля Гимбатовича, я хочу пожелать ему прожить, если не столько же, то примерно столько, сколько прожито… Чтобы его земляки и все те, кто определяет пути развития общественной мысли, успели насладиться высказываниями ученого и философа о жизни, о людях и о нашем веке.
Возможно, и этот мой текст дойдет до властей Дагестана, до его авторитетных людей. Поверьте, это будет невероятным расточительством, если мы не прославим духовные заветы Шамиля Гимбатовича еще при жизни.
Он нужен Кавказу, он нужен России именно сейчас, когда манипуляция сознанием людей достигла своей вершины. Когда русские и кавказцы, православные и мусульмане отстаивают свое право на Традицию, на жизнь по заветам предков в борьбе против сил зла и манкуртов, против слуг шайтанов и бесов.
Уверен, культ таких мудрецов, как Шамиль Алиев, никому не навредит. Даже ему самому. Ибо он мудрец, а мудрецам слава не страшна. Им нужны ученики, зрители и слушатели.
Я – всего лишь один из них. Но мне повезло больше, чем многим из них. Я могу с полным правом сказать, что мы с Шамилем Гимбатовичем – друзья и даже духовные братья.
И я от души желаю ему долгих лет жизни.
А Вам – знакомства с ним.
Валерий ТАТАРОВ, российский теледокументалист