Понятия терроризм, экстремизм, радикализм давно знакомы жителям Республики Дагестан. К сожалению, в конце XX века и в нулевые годы от рук террористов, входящих в состав различных бандформирований, на территории республики погибло немало сотрудников правоохранительных органов, религиозных деятелей и обычных граждан. Благодаря слаженной работе всех структур государства и общественных институтов, можно с уверенностью сказать, что терроризм мы победили. Большинство бандитов ликвидировано, иные перебрались за границу, а некоторые затаились.
По оценкам экспертов, эти затаившиеся экстремисты, так называемые латентные террористы или «спящие ячейки» и сочувствующие им личности, могут еще о себе заявить. Основной задачей государства и общественности в этом плане является их выявление, проведение просветительских мероприятий, доведение до народа основ законодательства и права, дабы уберечь их от нарушения закона. А как это можно сделать и какие способы существуют, рассказывают наши эксперты – лидеры общественного мнения.
Ханжан Курбанов – политолог, член экспертного Совета при АТК РД:
– К сожалению, в конце XX и в начале XXI века на Северном Кавказе завязался некий узел терроризма. Это было серьезное внутреннее противоборство, произошла целая серия ужасных терактов, унесших жизни многих сотрудников правоохранительных органов, ярких религиозных и общественных деятелей. Сегодня мы видим, как люди прогуливаются по улицам и паркам городов и поселков, мирная и спокойная жизнь вернулась. Но нельзя успокаиваться, так как терроризм – серьезная угроза. Для вербовки и привлечения молодежи в свои ряды террористы пользуются несколькими факторами. Первый фактор – социально-экономический. При наличии этого фактора нальзя быть уверенным в том, что терроризм можно искоренить раз и навсегда. Для примера приведу исторический факт. В 1918 году Англия направила на дестабилизацию ситуации в Дагестане 200 млн рублей. Это огромная сумма по тем временам. Попытки дестабилизации продолжались и в 1990-х годах. На стыке эпох, когда Советского Союза не стало, делались попытки отколоть Дагестан и Северный Кавказ, и надо признать, что кое-чего они добились. Во многом это удалось из-за идеологического вакуума, образовавшегося в те годы. Когда некоторые эксперты говорят, что при решении социально-экономических задач можно победить терроризм, я не могу согласиться с ними, потому что немаловажное значение имеет идеологический фактор. Муфтият Дагестана и общественники говорят о необходимости дать молодежи азы ислама, чтобы было понимание того, что от них требует религия: здесь есть опасность, а здесь – зеленый свет. В этом направлении должны работать духовенство и общественные институты. Что касается внешнего фактора, когда реально направляются деньги для создания деструктивных групп, это тоже приносит свои плоды. Представители правоохранительных органов также предупреждают о том, что идет подпольная подпитка этих групп. Например, в прошлом году в Дербенте предотвратили теракт подрыва здания РОВД. Представьте себе, какой резонанс вызвал бы теракт практически в туристическом городе и какой урон это нанесло бы имиджу Дагестана. Мы только-только начали принимать туристов, которых из года в год становится все больше, и каких результатов хотят добиться иностранные кураторы наших местных преступных группировок. Поэтому нам нельзя терять бдительность, нужно сделать все, чтобы предотвратить эти случаи. Если в 90-е годы бывали крупные теракты, то сегодня террористы делятся на маленькие группы по два-три человека и каждая индивидуально управляется из-за границы, то есть они не имеют внутри России централизованного руководства. Они по Интернету получают некие модули, поведенческие и экстремистские посылы и под прикрытием религиозных постулатов готовятся к терактам. После начала СВО по денацификации и демилитаризации на Украине заработала огромная идеологическая машина, которая призвана дестабилизировать ситуацию в России изнутри. Поэтому нам нельзя расслабляться.
Даниял Умаилов – руководитель отдела просвещения Муфтията Республики Дагестан:
– Катастрофическая проблема сегодняшней молодежи – это отсутствие внимания. Взрослые или молодые люди – все сидят в телефонах – в парках ли, в гостях ли – везде. Все отвлечены на какой-то далекий мир. Не хватает живого общения, внимания, никто не старается вникнуть в проблему другого человека, дать совет, помочь хотя бы словом. Родители свели свое внимание к детям к требованию отчета, где был, что поел и т. д. В Интернете же идет очень мощная пропаганда по обращению внимания, стараются якобы помочь, сочувствовать и «быть рядом», называя при этом тебя «брат, сестра». Там выстроена система «обращения внимания» на каждую мелочь. Такая же работа ведется и в соцсетях. Это не только горе-проповедники, это и скрытая пропаганда чуждых нам понятий, в том числе и в фильмах, что очень влияет на молодые умы. Необходимо создать альтернативу. Необходимо общаться вживую. Для ответов на религиозные темы есть много различных способов, в том числе на официальных страницах мечетей и самих религиозных деятелей. Надо только направить молодых людей по этим адресам. Живое общение происходит во время пятничной молитвы и других молитв при посещении мечети. Для организации летнего досуга детей Муфтият запустил во всех мечетях республики программу летних курсов, которая успешно работает уже несколько лет. Здесь в ненавязчивой форме, сопряженной с элементами игры, обучают детей азам ислама. Родители сами бывают удивлены переменам, которые происходят с ребенком за лето. Проведение лекций – встреч с учениками и студентами – также способствует живому общению.
К сожалению, наша общественность отстранена от общественного воспитания. Некогда существовавший обычай общественного порицания сегодня воспринимается негативно: может привести к драке или к смуте. Надо быть очень тактичным, нельзя при замечании задевать честь человека. Но если даже на наше замечание реагируют неадекватно, это не должно нас останавливать. Это тоже есть своего рода общение, этим мы доносим до человека, что беспокоимся о нем, заботимся, предостерегаем. Мы должны понимать, что общество может быть сильным только тогда, когда оно неравнодушно к любому его члену. Только такая просветительская работа может спасти общество от радикализма. Все мировые религии отрицают убийство и насилие, наша же задача донести это до народа. Мы говорим о «спящих ячейках». Мне думается, это далеко не «спящие». Они ведут свою пропаганду, как и раньше, но в других плоскостях. Необходимо рассказывать правду о религии, показывать, что ислам не приемлет убийства. Общественные институты должны помогать государству в воспитании гражданина.
Магомедрасул ОМАРОВ