Кто должен проводить заупокойные молитвы?

Заупокойная молитва (джаназа-намаз) является коллективной обязанностью (фарз аль-кифая) мусульман. Поэтому, если джаназа-намаз по усопшему совершит хоть один человек из джамаата, все остальные освобождаются от этой обязанности и не впадают в грех, а если никто не совершит ее, то в грех впадают все.

Хотя для совершения джаназа-намааза достаточно одного человека, лучше совершить его коллективно. Для этого кто-нибудь из близких родственников покойного должен сообщить всем о его смерти, чтобы в заупокойной молитве участвовало как можно больше людей.

Джаназа-намаз – это лучшее, что мы можем сделать для усопшего. В то же время нельзя откладывать захоронение умершего с целью собрать побольше людей для совершения заупокойной молитвы. Поэтому надо постараться созвать как можно больше людей еще до завершения обязательного омовения тела усопшего и заворачивания в саван.

От ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) передается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если в джаназа-намазе за какого бы то ни было покойника примет участие община мусульман численностью в сотню человек и все они будут ходатайствовать за него, то Аллах непременно примет их ходатайство». (Муслим, 947)

Заупокойную молитву можно совершить только после обязательного омовения тела и заворачивания в саван. Если умерший еще не погребен, то джаназа-намаз можно совершить только около его тела. Если до прибытия человека умерший уже погребен, ему можно свершить джаназа-намаз и стоя у могилы.

Что касается того, кто должен совершить заупокойную молитву за усопшего, то больше всего прав на это имеет его опекун, даже если умерший завещал сделать это кому-то другому. Такое завещание не выполняется, ибо основной целью джаназа-намаза является мольба за усопшего, а мольба близкого родственника имеет больше шансов быть принятой, потому что у него больше сострадания.

‘Иззуддин ибн ‘Абдуссалям в своей книге «Кава‘ид аль-ах’кам фи масалих’ аль-анам» пишет об этом следующее: «Что касается омывания усопших, заворачивания в саван, переноса на кладбище и погребения, то на это имеют право в первую очередь родственники умершего, ибо у них больше всего жалости к усопшему, и это побуждает их выполнить все эти обязанности по отношению к усопшему наилучшим образом. Также у отца усопшего больше прав на все это, чем у сыновей усопших, потому что жалость и сострадание отца полноценнее, чем сына.

Точно так же более близкому родственнику отдается предпочтение (больше прав быть имамом) при совершении джаназа-намаза за усопшего, ибо этот намаз является ходатайством за умершего. А родственник усопшего, имея к нему чрезмерное сострадание и печаль, более усерднее, чем посторонние люди, делает дуа за него».

Родственниками, которым предпочтительнее быть руководителем джаназа-намаза, являются отец усопшего, затем его дедушка, прадедушка, затем его сын, внук, правнук, затем брат и т. д.

Такой порядок соблюдается, как было отмечено выше, из-за того, что родители имеют больше сострадания и жалости к усопшему, чем его дети, а дети – больше, чем братья, а мольба более сострадательного к усопшему наиболее вероятно будет принята Всевышним Аллахом.

Исходя из этого правила, родному брату отдается предпочтение перед сводным со стороны отца, ибо первый сострадательнее, потому что он ближе к усопшему.

Если у усопшего нет вышеперечисленных родственников, то джаназа-намазом руководит его родной племянник, затем сын сводного брата, затем остальные родственники со стороны отца по порядку наследования. Первым из них идет родной дядя, затем сводный дядя, затем двоюродный брат.

Если при совершении джаназа-намаза присутствуют двое из родственников усопшего, равных по степени, то из них вперед выдвигается тот, кто более добросовестен.

Если собравшиеся для совершения джаназа-намаза родственники усопшего равны по степени родства, и они все согласились выдвинуть на руководство намазом одного из них, то этот выбранный и станет имамом. А если не согласились, то бросают жребий и тем самым определяют одного, кто может стать имамом.

Так как совершение заупокойной молитвы является ходатайством за усопшего и ее целью является дуа за усопшего, каждому верующему следует постараться принять участие в совершении джаназа-намаза, вне зависимости от того, является усопший его родственником или посторонним человеком.

Такое же решение будет верно в отношении заупокойной молитвы, которая совершается в мечети каждую пятницу перед джума-намазом или после вечернего намаза, как это делается в некоторых мечетях. Ведь жители того или иного населенного пункта имеют право на расстоянии совершить джаназа-намаз за усопшего или множество усопших, находящихся вдали от этого населенного пункта.

Как было сказано выше, совершение джаназа-намаза за умершего до его погребения является обязательным. Если умершего захоронят, не совершив за него заупокойную молитву, то те, кто похоронил его, впадают в грех.

Так как после погребения умершего его могилу уже нельзя вскрывать, даже с целью совершения за него погребальной молитвы, джаназа-намаз за него совершают, стоя у его могилы.

Мухаммад СУЛТАНОВ, islamdag.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Состоялось заседание Молодёжного парламента при Собрании депутатов города Махачкалы

В администрации столицы Дагестана прошло восьмое заседание Молодежного парламента при Собрании депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала»....

Мэр Махачкалы высказался о кадровом проекте “Время Героев”

Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов в своем официальном телеграм-канале прокомментировал старт долгосрочного кадрового проект "Время Героев. "Ассаламу алейкум, добрый вечер,...

Мэр Махачкалы призвал заменить водопроводные трубы в парке имени Сулеймана Стальского

В парке имени Сулеймана Стальского, который находится в столице Дагестана активными темпами ведутся мероприятия по реконструкции территории. На сегодняшний...

В Махачкале запланированы временные отключения энергоснабжения

В связи с работами по устранению замечаний, которые были выявлены комиссией во время осмотра энергообъектов, а также с целью...
spot_imgspot_img

Руководители Дагестанского регионального отделения Общероссийского общественного благотворительного фонда «Российский детский фонд» и Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества» по Республике...

18 апреля соглашение о совместной работе подписали сегодня Председатель Правления Дагестанского регионального отделения ООБФ «Российский детский фонд» Абдулжелилов Гасангусейн...

Глава Махачкалы проинспектировал реконструкцию на общественных пространствах города

Юсуп Умавов в сопровождении своего заместителя Наримана Темуркаева посетил парк им. Сулеймана Стальского, городской пляж и парк культуры и...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам