Ислам побуждает нас оказывать людям помощь, особенно тем, кто попал в трудную жизненную ситуацию. Одним из самых распространенных способов поддержки нуждающихся является предоставление им в долг необходимых средств.
Предоставление денег в долг в затруднительные моменты жизни считается даже более предпочтительным, чем садака, ведь в большинстве случаев в долг просит нуждающийся человек, оказавшийся в действительно трудной ситуации, а тот, кому дается садака, может, и не нуждается в этом.
От ‘Абдуллаха Ибн Умара (да будет доволен ими обоими Аллах) передается, что Посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Мусульманин мусульманину брат, и он не должен ни притеснять, ни предавать его. Тому, кто поможет своему брату в нужде, Аллаh поможет в его собственной нужде, того, кто избавит мусульманина от печали, Аллаh избавит от одной из печалей Судного дня, а того, кто покроет мусульманина (скроет его мелкие недостатки), покроет Аллаh (скроет его грехи) в День воскресения» (Имам Ахмад, 5646; Бухари, 2442; Муслим, 2580; Абу Давуд, 4893; Ибн Хиббан, 533).
Чтобы получить такую награду, человек, дающий взаймы, должен предоставить займ только ради Всевышнего Аллаха и не должен ждать от этого какой-либо выгоды. Ведь часто случается так, что некоторые предпочитают не помогать нуждающимся, если в этом нет пользы для них самих. Бывает и так, что, дав деньги в долг, некоторые надеются, что в нужный момент этот человек и ему поможет.
Благочестивый мусульманин не будет искать в предоставлении долга нуждающемуся мирскую выгоду. Ему достаточно довольства Всевышнего Аллаhа и того вознаграждения, которое он получит в Судный день. Представьте себе – какая мирская выгода сравнится с избавлением от печали Судного дня?
Из всего вышесказанного мы поняли, что давать в долг – очень благое дело, за которое человек получает большое вознаграждение, но как быть, если должник не возвращает долг?
Согласно шариату человек имеет право требовать возвращения долга с должника, и в случае отказа он может обратиться к кадию и заставить его исполнить свое обязательство. Однако это не подобает мусульманину, особенно когда у должника нет возможности вернуть долг.
Крайне желательно предоставить несостоятельному должнику отсрочку, отложив требование уплаты долга до тех времен, когда он сможет заплатить, а еще лучше – простить ему долг полностью или частично. К этому нас призывали Пророк ﷺ и его сподвижники (да будет доволен ими всеми Аллах).
От ‘Абдуллаха ибн Абу Катады (да будет доволен им Аллах) передается, что однажды Абу Катада (да будет доволен им Аллах) искал своего должника, дабы вернуть долг, но тот скрывался. В итоге Абу Катада нашел его и потребовал свой долг, а тот ответил, что пока не в состоянии его вернуть. Тогда Абу Катада потребовал, чтобы тот поклялся Аллахом. Когда же должник поклялся, Абу Катада сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: “Пусть каждый, кого порадует то, что Аллах избавит его от скорбей Дня воскрешения, облегчает условия уплаты долга оказавшемуся в затруднительном положении или прощает ему”» (Муслим, 1563).
Поэтому предпочтительнее давать отсрочку должникам, которые действительно не могут вернуть долг, а если позволяет возможность, то и вовсе простить. Лучше всего простить такому должнику долг в качестве милостыни.
Посланник Аллаха ﷺ рассказывал своим сахабам (да будет доволен ими Аллаха) о важности и благородстве снисходительного отношения к должникам.
От Абу Мас’уда аль-Бадри (да будет доволен им Аллах) передается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Когда с одного из живших до вас потребовали отчета после его смерти, оказалось, что он не делал ничего благого, если не считать того, что, будучи человеком состоятельным, он вел разные дела с людьми (занимался торговлей и ссужал деньги людям) и всегда приказывал своим слугам прощать долги тем, кто испытывал затруднения, и Всемогущий и Великий Аллах сказал: “Мы ведь обладаем большим правом на это, чем он, оставьте же его”» (Муслим, 1561).
Исходя из всего вышеприведенного, получается, что, если должник не возвращает долг, нужно дать ему отсрочку, а еще лучше простить долг, но это вовсе не означает, что должник, полагаясь на милость кредитора, играя на чувствах людей, должен избегать выплаты своего долга.
Задержка выплаты долга, а тем более отказ от его возвращения считается одним из скверных поступков человека. Все мы знаем, какова в исламе степень мученика за веру (шахида), но даже мученическая смерть не освобождает от долга, ибо за невозмещенный долг даже шахид будет отвечать в День суда.
Поэтому невыплата долга человеком, имеющим материальные возможности для его уплаты, считается притеснением (зульмом) по отношению к заимодавцу.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Затягивание богатым выплаты долга является проявлением несправедливости» (Имам Ахмад, 5395; Бухари, 2288; Муслим, 1564).
Затягивание выплаты долга со стороны человека, имеющего соответствующие материальные возможности для его уплаты, является проявлением несправедливости, поскольку это отказ от выполнения своих обязанностей.
Человек, имеющий возможность, обязан поскорее вернуть то, что он задолжал, не вынуждая заимодавца прибегать к упорным требованиям или обращаться к кадию с жалобами на него.
Так как затягивание уплаты долга со стороны человека, имеющего на то возможность, является притеснением, то заимодавец имеет полное право заставить его уплатить долг, подав на него жалобу, чтобы он уплатил положенное.
Мерзким поступком считается взятие чего-то в долг без намерения вернуть, чтобы обмануть своего брата по вере. Сколько же подлости в этом поступке! В ответ на добро своего брата такой человек отвечает злом, подлостью; «закрывает двери» для тех, кто готов давать взаймы, вызывая у них опасение, что и другой должник не вернет долг.
Муслим АБДУЛАЕВ, islamdag.ru