Юсуп Умавов: «Проблемы города будем решать последовательно»

Интервью Главы города Махачкалы по итогам прямого эфира Главы Республики Дагестан С.А. Меликова

– Юсуп Джанбекович, в ходе прямого эфира Главы республики много вопросов было посвящено проблемам социально-экономического развития Махачкалы, ЖКХ, транспорта и городского благоустройства.

Какие выводы сделаны администрацией города по итогам общения Сергея Алимовича с обществом, и каковы Ваши личные впечатления?

– Особо отмечу важность и общественно-политическую значимость диалога с обществом в таком формате. Глава нашей республики Сергей Алимович Меликов емко, тезисно обозначил приоритеты в работе – открытость, готовность совместно с народом находить пути решения наболевших проблем. Начиная с повседневных бытовых запросов граждан до стратегических задач планирования и развития республики, работа должна строиться на основе этих принципов, следовать которым очень важно и для нас – управленцев на местах.

Я искренне благодарен Сергею Алимовичу за положительную оценку проводимой Администрацией Махачкалы работы. Для нас это аванс, который упорным трудом мы должны отработать во благо наших горожан.

Говоря о проблемных вопросах, которые прозвучали в выступлениях наших земляков, и Сергей Алимович дал по ним поручения, все они приняты в работу, для их исполнения мобилизован весь организационный и административный потенциал города, поставлен комплекс первоочередных задач перед структурными подразделениями администрации.

Какие перспективы развития города и что для их воплощения в жизнь планируете предпринять?

– Махачкала сегодня – это целая агломерация со всеми проблемами, заботами и «болячками», с которыми сталкиваются и другие быстрорастущие города. Можно было бы назвать наш город громким термином «мегаполис», однако само это выражение, к сожалению, не вполне корректно – слишком много нерешенных вопросов.

Несмотря на то, что за последние десятилетия население города утроилось, составляя по некоторым оценкам уже свыше 1 млн человек, официально в Махачкале пока проживает лишь порядка 700 тысяч человек. И это тоже огромная проблема, когда ежедневные запросы порядка трети реального населения города невозможно решать с использованием запущенных в стране и республике социальных программ.

Махачкала – не только столица. Надо понимать, что в городе постоянно проживает более трети жителей республики и их количество растет высокими темпами. И мы должны достойно отвечать демографическим вызовам, не догоняя, как порой приходится сейчас, но опережая темпы роста населения должными результатами развития инфраструктуры. Для этого необходимо учитывать и объективную динамику естественного износа и нехватки коммунальной и социальной инфраструктуры, чтобы перекрывать их объемами нового строительства.

К сожалению, растущие потребности города пока значительно опережают его экономические возможности. Решить эти проблемы возможно только, используя соответствующие источники развития, основными из которых являются инструменты и механизмы, заложенные в государственных программах.

Какие источники развития планируется задействовать для развития Махачкалы?

– Главная задача – задействовать весь предусмотренный государством спектр инструментов развития. И в городе уже реализуется ряд мероприятий в рамках различных госпрограмм, воплощаются в жизнь достаточно масштабные инфраструктурные проекты, развивается социальная инфраструктура. Большую помощь, повторюсь, оказывает руководство республики, сдвигая с места решение таких поистине грандиозных вопросов, как строительство, например, нового водовода Чиркей – Махачкала – Каспийск, ввод которого в строй позволит создать существенный задел в вопросе качественного водоснабжения жителей города. В свою очередь, администрация города изыскивает возможности участия в реализации всех предусмотренных национальными проектами программ развития.

Безусловно, нельзя говорить о развитии города, не ставя перед собой задачу повышать уровень экономического развития, находя новые источники пополнения городского бюджета, увеличения его налоговой базы. Ощутимого рывка в этом направлении удастся достичь благодаря запущенным нами новым цифровым инструментам мониторинга и актуализации информации. Запущены проекты по выявлению имущественных и земельных ресурсов, которые не стоят на учете, соответственно не облагаются налогом. Предварительные результаты этой работы показывают значительный масштаб налогового потенциала, который долгое время оставался в тени. Целенаправленно будем проводить эту работу, пока не наведем должный порядок.

 

В работе по благоустройству города наш главный ориентир – это запросы самих горожан, которых мы активно вовлекаем в процесс сопроектирования.

 

Не менее важный вопрос – обеспечить занятость горожан, создание новых рабочих мест, в том числе, выводя из тени для этого объекты малого предпринимательства и развивая самозанятость. Эти вопросы решаются комплексно, неизменно оставаясь в фокусе наших приоритетов. Работать на развитие экономики города будут и средства инвесторов, с которыми также ведется работа, создаются условия для реализации ими своих проектов. Формируются новые промышленные кластеры, к примеру, обувной кластер, который в ближайшей перспективе даст возможность создать сотни рабочих мест и увеличить налоговую отдачу.

Самыми насущными проблемами горожан, к сожалению, в последние годы стали регулярные отключения воды, газа, тепла, не всегда нормативное состояние дорог и адекватное качество оказания коммунальных услуг. Каково Ваше видение решения этих вопросов?

– Безусловно, состояние и перспективы развития жилищно-коммунального хозяйства города – один из самых сложных и актуальных вопросов, однако возник он не вчера.

Из-за отсутствия должного финансирования и в постсоветские годы, и даже в светлый для всех нас советский период, требующие колоссальных вложений вопросы жилищно-коммунального хозяйства города копились десятилетиями. Город хаотично застраивался без соблюдения элементарных градостроительных норм и правил застройки. Во многом по этой причине инженерные сети, дорожное хозяйство сегодня в плачевном состоянии.

Из-за несоответствия коммунальных сетей города требованиям времени и современным экономическим и демографическим реалиям, нужно понимать насколько масштабную работу нам предстоит выполнить, определив стратегию и перспективы развития ЖКХ на годы вперед.

К примеру, в коммунальной инфраструктуре средний уровень физического износа основных фондов в среднем составляет более 70 процентов. Более 30 процентов основных фондов ЖКХ уже полностью отслужили нормативные сроки. Неслучайно, что мы все ощущаем на себе результаты повседневных аварий в электросетевом комплексе, состояние которого не отвечает нормативным требованиям.

Глава и Правительство республики активно содействуют администрации города в решении вопросов ЖКХ. Благодаря усилиям Сергея Алимовича удалось обратить внимание федерального центра на проблему плачевного состояния электросетевого комплекса республики, аварийного состояния сетей и бесконечных отключений, что влечет рост напряженности и протестных настроений среди населения.

Благодаря этому волевому поступку Главы республики, энергетики оперативно внесли изменения в инвестиционную программу, приступив к решению проблем нашего энергетического комплекса. ПАО «РОССЕТИ» начало модернизацию и ремонт городских сетей, обязавшись до 15 декабря завершить ремонтные работы в городе. В связи с этим призываю горожан с пониманием отнестись к связанным с ремонтными работами временным отключениям электроэнергии.

Буквально вчера в рамках подготовки электросетевого комплекса Махачкалы к холодам энергетики увеличили мощность пяти трансформаторных подстанций, обслуживающих город. Среди них «Приморская» (с 16 на 25 МВА), «Шамхал» (с 16 на 25 МВА), «Юго-Восточная» (с 10 МВА на 16 МВА), «Ленинкент» (с 6,3 МВА на 10 МВА), а на подстанции «Махачкала» дополнительно установили 3-й силовой трансформатор мощностью 25 МВА.

Жители Редукторного поселка, Турали, Степного, Ленинкента, Шамхала, Талги, Кяхулая, Хушета, мкр-нов Первая Махачкала и Вузовское озеро, проспекта Акушинского и района, где в период пиковых нагрузок отмечались массовые отключения электроэнергии, смогут практически про них забыть. Нам же это позволит переключить свое внимание на другие проблемы города, которые будем последовательно решать.

Благодаря вниманию Главы региона, начата и подготовка реализации такого амбициозного проекта, как строительство нового канализационного коллектора, без которого нельзя сегодня говорить о качественном улучшении жизни горожан и развитии рекреационного потенциала нашего солнечного, приморского города.

Начато устройство системы ливневой канализации по улицам 1-й Джигитский проезд, Садовая, Бейбулатова. До конца года стартуют и работы по устройству ливневой канализации по ул .Лаптиева, что позволит кардинально решить проблему подтопления, которую десятилетиями не удавалось преодолеть в Редукторном поселке города.

В числе первоочередных приоритетов, как вы наверняка знаете, вопросы обеспечения безопасности дорожного движения и увеличения пропускной способности городских магистралей.

В рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и государственной программы «Капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения» в этом году проводятся работы по приведению в нормативное состояние только в текущем году 71 объекта улично-дорожной сети, как в самой Махачкале, так и в пригородных поселках. Процент готовности на сегодняшний день – более 90 процентов.

Несмотря на сложность решения проблемы отсутствия должного количества парковочных мест, количество которых было решено нормировать лишь недавно, мы взялись и за ее решение. На стадии реализации пилотный проект организации платного парковочного пространства в центральной части города на 402 машиномест. Опыт его реализации позволит нам определить наиболее эффективные решения, которые администрация города будет внедрять в этой сфере в дальнейшем.

Мы прекрасно понимаем, что говорить всерьез о решении нарастающих транспортных проблем города невозможно без создания качественно функционирующей, современной системы общественного транспорта, которая позволит начать реализовать глобальную задачу снижения количества транспортных средств на улицах. В этих целях начато обновление подвижного состава, закуплено порядка 70 транспортных средств, обслуживающих муниципальные маршруты.

В том числе, в этом году возобновлена работа регулярного маршрута №8 «Рынок №2 – п. Тарки». Для обеспечения общественным транспортом новых школ №54 и №57, мы дотянем к ним действующие муниципальные маршруты. Значительным нововведением в новом 2024 году станет выход на улицы современных автобусов большого класса, которые будут обслуживать население по социально-ориентированному тарифу – 20 рублей.

В условиях бюджетного дефицита, к сожалению, не представляется возможным одновременно полностью закрыть всю потребность города в современных автобусах и троллейбусах. Решать эту задачу будем поэтапно, путем участия в профильных федеральных проектах и программах по модернизации подвижного состава городского общественного транспорта, реализуемых Минтрансом России.

С целью купирования нарастающей проблемы заторов на улицах города в этом году модернизировано 12 светофорных объектов, внедрены 6 модулей и 2 подсистемы интеллектуальной транспортной системы.

Вы отметили троекратный прирост населения города за последние десятилетия. Как решаются вопросы обеспеченности школами, детскими садами и другими социальными объектами при таких демографических темпах?

– Пожалуй, важнейший вопрос, стоящий перед городом – это создание соответствующей современным стандартам социальной инфраструктуры. Сегодня Махачкала действительно испытывает острую нехватку школ, детских садов, учреждений культуры, физической культуры и досуга. Благодаря вниманию со стороны руководства республики и страны, эта проблема сегодня ускоренно решается.

В рамках реализации Нацпроекта «Демография» в текущем году завершены работы по капитальному ремонту в 13 общеобразовательных организациях. Вскоре свои двери откроют еще три новых школы, проектная документация для возведения которых уже в стадии разработки. Так, школа на 1224 ученических места появится по пр. Насрутдинова; блок-пристройка на 150 мест расширит образовательные возможности СОШ №42; школа на 400 ученических места в мкр-н «ДОСААФ».

Несмотря на огромные проблемы тотальной застройки города, удалось изыскать земельные участки для решения давно назревшей проблемы нехватки лечебно-профилактических учреждений. В этом году в Махачкале будут введены в строй 2 новые поликлиники, что является существенной подвижкой в этой сфере.

Понимая, что все это пока лишь отчасти улучшает картину, мы не останавливаемся, находя новые пути ускоренного решения проблем социальной сферы. Глава и Правительство республики поддерживают нас в реализации намеченных мероприятий, нацеленных на стратегическое развитие региональной столицы, особенно в социальной сфере. Убежден, с такой поддержкой нам это под силу.

Замечу, при всей гамме проблем удалось добиться определенных успехов в благоустройстве городских пространств. В рамках реализации проектов «Формирование комфортной городской среды», «Местные инициативы» и «Обеспечение развития и реализации городским округом с внутригородским делением «город Махачкала» функций столицы Республики Дагестан» в этом году будут благоустроены 10 общественных и 13 дворовых территорий. Большая часть этих объектов уже завершена и активно эксплуатируется горожанами. Обратная связь, которую мы получаем, убедительно говорит о том, что мы на правильном пути.

Вы знаете, что нами создана уже полюбившаяся многим набережная в мкр-не Редукторный, доступный и комфортный парк культуры и отдыха имени Расула Гамзатова в любимом всеми горожанами Эльтавском лесу, обновлен с детства знакомый каждому махачкалинцу парк имени Ленинского комсомола, приятной новинкой станет благоустроенная территория у Вузовского озера.

В работе по благоустройству города наш главный ориентир – это запросы самих горожан, которых мы активно вовлекаем в процесс сопроектирования. Чтобы правильно определить приоритеты в давно назревшем благоустройстве акватории озера «Ак-Гель», нами была организована площадка, позволившая вовлечь широкий круг горожан и различных экспертов к соучаствующему проектированию этих работ. На основе ключевых запросов, прозвучавших в ходе работы этой площадки, в дальнейшем будет выстроена концепция благоустройства прилегающей к озеру территории.

Волнующий всех махачкалинцев и гостей города вопрос: какие общественные пространства администрацией города планируется обустроить в ближайшее время?

– В этом направлении уже есть определенные маркеры. Это набережная в Редукторном поселке и пляж «Березка», успевшие уже стать новым словом в реализуемых нами подходах к благоустройству городской среды, заметными центрами притяжения приезжающих сюда из других концов города ощутить незнакомый прежде уровень комфорта в родном городе. До конца года откроем парк в Эльтавском лесу. Этот успешный опыт позволяет нам браться за самые смелые проекты создания современной городской среды.

Уже в следующем году планируем общей пешеходной зоной связать в единое общественное пространство учебные корпуса двух наших вузов – ДГУ и ДГМУ. Маршрут «Университетская площадь – Научная библиотека ДГУ – Биологический корпус ДГМУ» станет комфортным для пеших прогулок, что также кардинально изменит сам ритм жизни в радиусе планируемого благоустройства.

В единый пешеходный маршрут соединим и набережную в мкр-не Редукторный, которая после завершения второго этапа благоустройства протянется до Аллеи героев-медиков. В противоположную сторону пешеходная зона пройдет по улице Красноярской с выходом на улицу Хаджи Булача – к новому общественному пространству у берегов озера «Ак-Гель».

Логическое продолжение получат и так называемые горожанами «махачкалинские патрики». Новая пешеходоориентированная зона от улицы Буйнакского пройдет по улице Махача Дахадаева, до сквера Борцов революции, откуда через сквер им. Фазу Алиевой можно пройти по улице Коркмасова до парка Ленкома.

Мы неслучайно уделяем столько внимания пешей доступности основных красот города. Задача – вернуть город горожанам, сделать его доступнее и комфортнее. У нас, к сожалению, практически не осталось в центре города мест для создания новых общественных пространств. В этих условиях сами улицы должны стать подлинно общественными. Не только служа маршрутом от дома к работе, но являясь местом приятного времяпрепровождения.

Тамерлан МАГОМЕДОВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Жителя Дагестана будут судить за содержание наркопритона

Прокуратура Республики Дагестан утвердила обвинительное заключение в отношении жителя Махачкалы по уголовному делу за незаконный сбыт наркотических средств и...

В Махачкале запущена новая автобусная линия через село Агачаул

Организовать маршрутный рейс попросила местная жительница, на что Минтранс отозвались в течение двух следующих месяцев. Для этого был несколько...

Мэр Махачкалы встретился с семьями военнослужащих, погибших в СВО

Сегодня мэр Махачкалы Юсуп Умавов провел встречу с семьями участников спецвоенной операции, отдавших свои жизни за Родину. На встрече Юсуп...

Мэр Махачкалы выразил соболезнования в связи с кончиной супруги Сергея Меликова

Сегодня после продолжительной болезни скончалась супруга Главы Республики Дагестан Сергея Меликова Галина Анатольевна. Мэр Махачкалы Юсуп Умавов в своем...
spot_imgspot_img

В Дагестане проходит Всемирная неделя гармоничных межконфессиональных отношений

В 2010 году на 65-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН было предложено считать первую неделю февраля каждого года Всемирной неделей...

В Махачкале выявили очередной незаконно возведенный объект

За счет слаженных действий работников Правового управления и Управления архитектуры и градостроительства (УАиГ) столицы Дагестана очередной объект капитального строительства,...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам