Обязательно ли поднимать руки во время дуа?

Дуа является оружием верующего и одной из основных опор религии. В своих дуа мусульманин обращается к Всевышнему с различными просьбами. Каждый человек желает, чтобы его мольбы были приняты, и Господь ответил на его просьбы.

Всевышний Аллах любит тех, кто обращается к Нему с мольбами, и гневается на тех, кто не делает этого. Дуа – это нур, освещающий небеса и землю. Дуа способствует избавлению человека от постигших его бедствий и несчастий и предотвращает возможные.

Человек, обращающийся к Аллаху с мольбой, обязательно получит одну из трех вещей: прощение грехов; непосредственно то, о чем он просит в своем дуа; вознаграждение в ахирате.

Однако для принятия дуа имеется множество условий, соблюдение которых либо обязательно, либо желательно для просящего. Одним из желательных действий во время дуа является поднятие рук.

Некоторые люди полагают, что возносить дуа Всевышнему, не поднимая при этом рук, недопустимо, и они думают, что такое дуа категорически не принимается Аллахом. Есть и другая группа людей, которые утверждают, что поднятие рук во время дуа и протирание ими лица после него – нововведение.

В основе своей поднятие рук во время дуа является действием, установленным шариатом, за исключением случаев, относительно которых известно, что Пророк ﷺ не поднимал руки во время этих дуа. Таковыми являются дуа молящегося во время совершения суджуда (земного поклона), в период между суджудами, после последнего ташаххуда (ат-тахияту) и в других подобных случаях.

От Салмана Аль-Фариси (да будет доволен им Аллах) передается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, Всевышний Аллах стыдлив и щедр, и Он устыдится, когда человек поднимет свои руки к Нему, и ему придётся с разочарованием опустить их пустыми» (Тирмизи, 3556; Абу Дауд,1488; Ибн Маджах, 3865).

Ибн Хаджар Аль-Хайтами в своем сборнике фетв «Аль-Фататва аль-фикхия аль-кубра» пишет об этом следующее: «Поднимать руки желательно (сунна) во время дуа, которое делают вне намаза и подобных намазу поклонений. Тот, кто утверждает, что Пророк ﷺ поднимал руки только во время дуа для испрашивания дождя, явно допустил грубую ошибку.

А текст книги “Аль-‘Убаб” с моими комментариями (шархом) гласит: “Тому, кто делает дуа вне намаза, желательно поднимать чистые руки, следуя в этом Пророку ﷺ. Хадис об этом передали оба имама (Бухари и Муслим) и другие имамы по многочисленным достоверным цепочкам; в этих версиях говорится, что такое случилось в нескольких случаях, в том числе во время испрашивания дождя и прочего, как это разъясняется в книге Аль-Маджму‘“»

Также имам Ан-Навави в своей книге «Аль-маджму’Шарх Аль-Мухаззаб», перечисляя правила и адабы совершения дуа, пишет следующее: «Одним из адабов дуа является его совершение в те благословенные моменты, в тех ситуациях и местах, когда и где Всевышний принимает мольбу. Также одним из адабов дуа является обращение в сторону Киблы, поднятие рук и проведение ими по лицу после завершения мольбы, а также понижение голоса при дуа – его следует произносить вслух, но негромко».

Исходя из вышеприведенных текстов из книг крупных ученых шафиитского мазхаба, можно сказать, что поднимать руки во время дуа не обязательно, но желательно и является одним из важных адабов, которого следует придерживаться при обращении к Всевышнему с мольбой.

Только при дуа, которые читаются в намазе, нет желательности поднимать руки. Помимо намаза, также нежелательно поднимать руки хатыбу (имаму, читающему проповедь) во время чтения дуа во второй хутбе.

Ученые-богословы однозначно утверждают, что имаму не следует поднимать руки во время чтения дуа во второй хутбе джума-намаза, праздничного намаза (‘ид-намаза) и других намазов, за исключением хутбы намаза испрашивания дождя.

От ‘Аммара Ибн Руайба передается, что он увидел, как Бишр Ибн Марван поднял руки на минбаре (он делал дуа в хутбе джума-намаза) и сказал: «Да обезобразит Аллах эти две руки! Я видел, как Посланник Аллаха ﷺ не добавляет ничего к этому», и показал своим указательным пальцем» (Муслим, 874; Абу Давуд 1104).

Как сказал имам Ан-Навави, этот хадис указывает на желательность не поднимать руки во время дуа, которое читают в хутбе.

Практика поднятия рук во время дуа и протирание ими лица после завершения дуа установлена шариатом и является сунной, но не обязательна. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) рекомендовал это действие сподвижникам и сам практиковал его, как передают в хадисах.

Мухаммад СУЛТАНОВ, islamdag.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Итоги Года педагога обсудили на Совете при Главе РД по образованию и науке

31 января в г. Каспийске в Республиканском центре образования под руководством Главы РД Сергея Меликова прошло заседание Совета при...

Юсуп Умавов встретился с участниками конкурса «Учитель года»

В четверг, 1 февраля, в мэрии под руководством главы г. Махачкалы Юсупа Умавова прошла встреча с участниками регионального этапа...

Продолжается борьба с незаконным строительством

Наряду с выявлением объектов самовольного строительства, специалисты Управления архитектуры и градостроительства (УАиГ) г. Махачкалы проводят информационно-разъяснительную работу с населением...

Администрация города добилась сноса незаконного многоэтажного строения

Правовое управление Администрации города Махачкалы поделилось очередным успехом в борьбе с самовольным строительством. Строение представляет собой 4-этажное здание, расположенное на...
spot_imgspot_img

Идут работы по формированию безбарьерной среды на тротуарах города

В Махачкале проводят работы по формированию безбарьерной среды на тротуарах города. Специалисты отдела дорожного хозяйства МБУ «Благоустройство» г. Махачкалы устанавливают...

Победы прошлого и настоящего

В честь 80-летия полного освобождения Ленинграда от блокады в Историческом парке «Россия – моя история» открылась мультимедийная выставка «Ленинград...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам