Возврат товара – это тот случай, когда даже небольшая деталь имеет значение. В двух словах на вопрос, как вернуть покупку в магазин, ответить нельзя – сначала нужно уточнить все подробности.
Какой товар? Есть перечень товаров, которые можно вернуть, только если в них есть брак. Например, это парфюмерия, постельное и нижнее белье, драгоценности.
ст. 18 и п. 1 ст. 25 Закона «О защите прав потребителей»
Еще есть перечень технически сложных товаров, в который входят, к примеру, механические наручные часы, ноутбуки, кофемашины и автомобили. Для них предусмотрен свой порядок возврата. Это значит, что если вы купили фен, у вас будет больше прав, чем при покупке кондиционера. Потому что кондиционер – технически сложный товар, а фен – нет.
Где купили? Качественный товар, который купили в офлайн-магазине, возвращают не так, как тот, что купили онлайн. Вернуть покупку в обычный магазин можно в течение 14 дней, а если товар заказали по интернету – в течение 7 дней. С покупками на «Авито» с рук все еще сложнее. п. 4 ст. 26.1 Закона «О защите прав потребителей»
Когда купили? Вернуть товар можно не когда захочется, а в определенный срок, который отсчитывается со следующего дня после покупки. Например, моя подруга купила холодильник по акции до того, как закончила ремонт. Спустя месяц она вскрыла коробку и обнаружила на корпусе холодильника досадную царапину. Возвращать его было поздно, поскольку царапина – несущественный недостаток, а холодильник – технически сложный товар. Если с момента покупки прошло больше 15 дней, вернуть его можно только из-за существенного недостатка.
Поэтому ответить на вопрос однозначно нельзя. Все зависит от товара, места покупки и причины возврата: покупка просто разонравилась или оказалась некачественной.
Что такое технически сложный товар?
Перечень технически сложных товаров утвердило правительство. К ним относится в том числе оборудование беспроводной связи для бытового использования, у которого есть сенсорный экран и две или больше функций. А также системные блоки, компьютеры, включая ноутбуки, различное оборудование с цифровым блоком управления.
Действия покупателя, который обнаружил недостатки в технически сложном товаре
Если такой товар сломался в течение 15 дней после покупки, то права у вас такие же, как при приобретении кроссовок, у которых после дождя отклеилась подошва. То есть вы можете:
- вернуть товар в магазин и потребовать назад свои деньги;
- просить заменить товар на такой же или другой марки с перерасчетом цены.
ст. 18, 20, 21, 22 Закона «О защите прав потребителей»
Деньги вам должны вернуть в течение 10 дней. Заменить товар — в течение недели. Если требуется дополнительная проверка, товар заменят в течение 20 дней. Если у продавца не будет аналогичного товара — в течение месяца с даты предъявления требования.
Если на замену уйдет больше недели, продавец должен бесплатно выдать аналогичный товар во временное пользование. Обратите внимание: о замене надо попросить – предлагать ее вам продавец не должен.
Когда 15 дней после покупки технически сложного товара прошли, у вас остается меньше прав. Вы можете требовать:
- незамедлительно отремонтировать товар за счет продавца;
- оплатить ремонт в сторонних сервисных центрах;
- уменьшить покупную цену – в этом случае может возникнуть конфликт при согласовании соразмерной цены.
Если же товар после ремонта сломается, его опять придется ремонтировать. Если на ремонт суммарно уйдет больше 30 дней за год в течение гарантийного срока, у вас снова появится право требовать возврата денег или выдачи вам нового товара.
Так, Президиум Верховного суда РФ включил в свой обзор судебное дело о возврате денег за машину, которая больше месяца за год находилась в сервисном центре. Суд определил, что в таком случае деньги за машину нужно вернуть. Если вы письменно согласуете с продавцом срок ремонта, а он не успеет вовремя его закончить, вы также можете требовать возврата денег или замены товара.
Камиль ОМАРОВ