Всевышний Аллах предписал Своим рабам поклоняться Ему и обещал за каждое поклонение соответствующую награду. Для каждого поклонения Всевышний установил условия, без выполнения которых это поклонение не принимается.
Также для каждого поклонения установлены адабы и суннаты, соблюдение которых увеличивает вознаграждение за него. Если поклонение выполняется без соблюдения адабов и суннатов, человек может не получить награду за него. А если не соблюдаются обязательные условия, это может даже привести к греху.
Как у каждого вида поклонения есть свои условия, адабы и суннаты есть и у милостыни. Таких адабов очень много, но о некоторых из них стоит поговорить подробнее:
- Искренность и стремление к довольству Всевышнего
Основным условием и составной частью всех благих дел является намерение. Без намерения любое поклонение недействительно. Чтобы любое поклонение, в том числе милостыня, было принято Всевышним, у верующего должно быть искреннее намерение совершить его ради Аллаха.
От ‘Умара Ибн Аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) передается, что он слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, дела оцениваются только по намерениям, и поистине каждому человеку достанется лишь то, что он намеревался обрести» (Бухари, 1; Муслим, 1907; Абу Дауд, 2201; Тирмизи, 1647; Ибн Маджах, 4227).
Если у верующего нет искреннего намерения, самовосхваление и показное уничтожают даже самые большие его благодеяния. Более того, человек, который совершал благие дела напоказ, в Судный день будет сильно сожалеть.
Такой человек будет ожидать, что благодеяния помогут ему в День суда, когда он будет крайне нуждаться в них, но за выставление своих благих дел напоказ вместо вознаграждения он получит только наказание.
В хадисе, который передается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), сообщается, что он слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «В День воскрешения приведут человека, которому Всевышний Аллах даровал обширный удел и которого наделил разными видами богатств, и Аллах напомнит ему о Своих благодеяниях, и он признает их, а потом Аллах спросит: “И что же ты сделал в благодарность за них?”
Он ответит: “Ради Тебя не упускал я ни одной возможности потратить деньги так, как это угодно Тебе”. Аллах скажет: “Ты лжешь, ибо ты делал это только для того, чтобы люди говорили: “Он щедрый!” – и они говорили так”, – после чего относительно этого человека будет отдано соответствующее повеление, и его повлекут лицом вниз, чтобы ввергнуть в Ад» (Муслим, 1905; Ан-Насаи, 3137).
Имам Ан-Навави в своей книге «Аль-Минхадж Шарх Сахих Муслим ибн Аль-Хаджадж», комментируя этот хадис, пишет следующее: «В этом хадисе Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорит о наказании шахида, обладателя знаний и щедрого человека, потому что они совершали свои деяния не ради Всевышнего Аллаха. То, что их ввергнут в Ад, свидетельствует о категоричности запрета совершения деяний напоказ (рия) и строгости наказания за него».
- Скрытое и открытое подаяние
В многочисленных хадисах Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) говорится о достоинствах скрытого расходования имущества в качестве милостыни. Скрытые пожертвования вознаграждаются больше, чем другие, потому что в них отсутствует показное.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Семерых укроет Всевышний Аллах в тени Своей (то есть в тени Своего Арша) в тот День, когда не будет иной тени, кроме тени Его Арша… кто подает милостыню настолько тайно, что его левая рука не ведает, сколько тратит правая» (Бухари, 660; Муслим, 1031; Тирмизи, 2391; Ибн Хиббан, 4486).
Однако в некоторых случаях и за открытое расходование имущества на садака можно получить большую награду, и это может быть даже более полезным, нежели скрытое подаяние, особенно если человек хочет подать другим благой пример.
Ученые-богословы указывают на то, что добровольную милостыню следует давать скрыто, а обязательное садака (закят) желательно давать открыто, на виду у людей.
Если богатый человек открыто дает закят из своего имущества, люди будут знать, что он выполняет свои обязанности, и не будут считать его скупым. Это также может стать примером для других богатых людей, которые обладают имуществом, достаточным для выплаты закята.
- Отказ от попреков
Попрек подразумевает напоминание людям о своих подаяниях. Верующий, который благодаря милости Всевышнего Аллаха сумел пожертвовать свое имущество на благотворительность, должен благодарить Всевышнего, если же он попрекает этим тех, кому он дал милостыню, его пожертвования окажутся напрасными.
Всевышний Аллах в Священном Коране сказал: «О вы, которые уверовали! Не делайте ваши милостыни напрасными своими попреками и обидами, подобно тому, кто тратит свое имущество напоказ перед людьми и не верует в Аллаха и Судный день» («Сафват ат-тафасир», сура Аль-Бакара: 264).
От Абу Бакра ас-Сиддика (да будет доволен им Аллах) передается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не войдут в Рай ни обманщик, ни скупой, ни попрекающий людей своими благодеяниями, ни плохой господин» (Имам Ахмад, 32; Тирмизи, 1963).
Истинный верующий всегда помнит, что попреки и напоминания о благодеяниях портят награду, которую он мог бы получить за это. Он также должен помнить, что Всевышний Аллах предостерег от попреков, которые уничтожают подаяние и губят благие дела.
Муслим АБДУЛАЕВ, islamdag.ru