Плата за обслуживание – обычная практика во многих отраслях, в последние годы она стала гораздо более распространенной в затратном и низкорентабельном ресторанном бизнесе.
Плата за обслуживание – это сумма, добавляемая к счету клиента для покрытия различных аспектов обслуживания, помимо стоимости товаров (например, продуктов питания и напитков). Данное явление может служить нескольким целям в зависимости от политики ресторана: от дополнения к заработной плате персонала до компенсации эксплуатационных расходов.
Зачастую гостям тех или иных заведений не нравится, когда в конце трапезы их удивляют неожиданной комиссией. Многие думают, что это чаевые, которые могут как-то повлиять на зарплату сотрудников. Нет!
НА ЧЬЕЙ СТОРОНЕ ЗАКОН?
В последнее время на просторах дагестанских пабликов недовольные жители и гости столицы республики стали публиковать фотографии чеков, в которых, помимо стоимости заказанных блюд, в счет включена плата за так называемый сервисный сбор. Важно отметить, что эта плата не является чаевыми или вознаграждением, которые представляют собой суммы, оставляемые клиентами в знак признательности за предоставленные услуги.
В данном случае ресторан вас обязывает заплатить определенный процент от общей суммы заказа. К примеру, вы большой компанией отужинали на 15 000 рублей, затем с вас взимают «стандартные» 10% в качестве компенсации, т.е. сервисный сбор. 1500 рублей вы вытащите из кошелька просто потому что должны. Хотя на эту сумму могли бы заказать как минимум еще два блюда. Такая практика, направленная на чрезмерное обогащение, по моему мнению, является неуместной. Особенно если учитывать нынешние цены в меню, которые растут в геометрической прогрессии. Некоторые позиции и так превышают в 3, а то и в 4 раза себестоимость.
Все же давайте обратимся к его величеству закону. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 № 1515, на территории Российской Федерации кафе и рестораны не могут без согласия гостя включать в счет дополнительные платежи. Соответственно нельзя без одобрения потребителя оказывать подобные услуги за деньги. Вы, гость, вправе отказаться от оплаты сервисного сбора, а если уже заплатили, то можете абсолютно справедливо потребовать средства назад.
БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНы
Исходя из своих личных наблюдений, я бы не сказал, что в Махачкале так уж много мест, которые пользуются юридической безграмотностью своих гостей, требуя сверху дополнительные суммы.
Однако советую гостям и горожанам быть бдительнее. Если вы идете в какое-либо заведение, имея при себе лимитированную сумму, то сразу интересуйтесь у персонала касательно наличия сервисного сбора. Да, если вы забудете и не успеете, деньги вам должны вернуть в любом случае, но зачем терять время, подолгу выясняя отношения с официантом или руководством ресторана.
Хюрметдин БАКШИШБЕКОВ