Как говорится в Священном Коране, Всевышний Аллах создал нас только для того, чтобы мы поклонялись Ему. Вместе с тем наши поклонения непременно должны соответствовать установленным шариатом правилам и условиям. А если плюс к этому соблюсти желательные действия и другие рекомендации, касающиеся каждого поклонения, мы можем получить больше вознаграждения.
Например, коллективный намаз в мечети – это настоятельная сунна Пророка (мир ему и благословение Аллаха), человек получает за него вознаграждение как минимум в двадцать семь раз больше, чем за индивидуальный намаз.
Если же человек, идущий в мечеть, будет соблюдать рекомендации похода в мечеть, его награда однозначно увеличится. В числе прочих рекомендуемых действий по пути в мечеть – желательно идти туда одной дорогой, а возвращаться другой.
От Джабира (да будет доволен им Аллах) передается: «В день праздника (`ида) Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обычно возвращался с намаза не тем путем, которым он шел на него» (Бухари).
Не только по дороге в мечеть желательно идти одной дорогой, а возвращаться другой. Так же рекомендуется делать, когда мы идем навещать больных, уезжаем в хадж, принимаем участие в похоронных процессиях и прочих благих делах.
В этих случаях желательно направляться туда одной дорогой, а возвращаться другой. Это делается только с целью увеличить количество мест нашего поклонения Всевышнему Аллаху.
От `Абдуллаха Ибн Умара (да будет доволен ими обоими Аллах) передается: «Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) покидал Медину, он обычно проезжал через Аш-Шаджару (место на расстоянии около шести миль от Медины), а возвращался он, как правило, через Аль-Му’аррас (местность, также удаленная от Медины примерно на шесть миль). А когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) посещал Мекку, то въезжал через верхний перевал, а выезжал через нижний перевал» (Бухари, Муслим).
Известный ученый шафиитского мазхаба Ибн Хажар Аль-Хайтами в своей книге «Тухфат аль-мухтаж» об этом пишет следующее: «Идти на `ид-намаз желательно (мандуб) одной дорогой, а возвращаться – другой, следуя в этом Пророку (мир ему и благословение Аллаха). Хадис об этом передал Аль-Бухари.
Мудрость этого заключается в том, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ходил в мечеть по длинной дороге, ибо награда за длинный путь в направлении мечети больше (чем за возвращение). А возвращался он по короткой дороге. И это является сунной во всех богослужениях» («Тухфат Аль-Мухтадж»).
`Абдульхамид Аш-Ширвани в своем субкомментарии к книге «Тухфат аль-мухтадж» добавляет: «Во время похода в мечеть следует идти по длинному маршруту, даже если до совершения намаза не остается достаточно времени. Однако Ибн Аль-`Имад сказал, что желательно (мустахабб) отправляться длинной дорогой, кроме случая, когда человек идет на джаназа-намаз. Что же касается погребального намаза, то если его совершают в мечети или в другом месте, желательно поспешить и отправиться по более короткому маршруту.
Таково же будет решение для того, кто боится пропустить джамаат-намаз. Из этого вытекает, что предпочтительнее идти в мечеть короткой дорогой и поспешить, если до совершения намаза не остается достаточно времени. Более того, идти по короткому маршруту и спешить при этом – обязательно для человека, который опасается пропустить фарз» («Хашият Аш-Ширвани»).
Как видно из всего вышеприведенного, мы можем получить вознаграждение за незначительное дело, не прилагая особых усилий и финансовых затрат. Следование Пророку (мир ему и благословение Аллаха) во всех наших делах вне зависимости от того, являются они сугубо религиозными или мирскими, приносит нам большую пользу и гарантирует счастье в обоих мирах.
Нурмухаммад ИЗУДИНОВ, islamdag.ru