Присутствуя на рабочем совещании главы Минэкономразвития Максима Решетникова и Главы РД Сергея Меликова на территории базы отдыха «Дербентские золотые пески», получил собственное представление о темах, вынесенных на обсуждение.
К сожалению, многие коллеги акцент сделали на политической подоплеке, хотя речь шла о гораздо более серьезных вещах. Даже презентованный многомиллиардный проект «Золотые пески», всесезонный туристско-рекреационный курорт «Каспийский прибрежный кластер» (охватывающий всего лишь 6,5 км из 530 км дагестанского побережья Каспия) и всероссийский детский центр «Дагестан» – это лишь частности, глобально речь шла о перспективах развития региона, драйверах экономики, которыми, безусловно, сейчас выступают туризм и сельское хозяйство, и о необходимости комплексного решения инфраструктурных проблем. Впрочем, обо всем по порядку.
В последние годы Дагестан устойчиво развивается. Регион уверенно прошел прошлый год, дав положительные результаты по всем опорным отраслям экономики. И туризм стал одной из ключевых точек роста для региона. В прошлом году Дагестан побил рекорд по числу турпоездок: рост более чем в 2,5 раза к доковидному периоду. Нацпроект по туризму помогает наращивать номерной фонд, но этого явно недостаточно и в Минэкономразвития считают очень важным способствовать улучшению инвестиционной привлекательности региона. В этом плане очень важно, как республиканская власть выстроит работу с первыми инвесторами по развитию Каспийского прибрежного кластера. Результат либо привлечет сомневающихся инвесторов, либо оттолкнет их.
НЕМНОГО О САМОМ ПРОЕКТЕ
Проект предусматривает строительство 28 гостиниц (Гостиницы 3, 4 звезды составляют 88% от общего количества гостиниц), 14 500 мест размещения, 7 200 номеров, 4 многофункциональных комплекса, 2 аквапарка, 3 многоуровневые парковки на 1 700 машиномест. При этом огромная территория общественного пространства при 6,5 км протяженности набережной, протяженность дорожек и тротуаров 42 км, а общая площадь озеленения составит 154 га. Меры государственной поддержки: Льготное кредитование, налоговые льготы для резидентов ОЭЗ, долгосрочная аренда земли для резидентов ОЭЗ на льготных условиях, бесплатное подключение к инженерной инфраструктуре, плюс 12 млрд рублей госинвестиций на инфраструктуру. Планируемый результат 70 млрд руб. частных инвестиций от 17 потенциальных инвесторов, что даст около 700 000 туристов к 2030 году и поможет создать 8 000 рабочих мест.
Дагестан уже сегодня бьет все рекорды по турпотоку, при этом в регионе стоит острая нехватка мест размещения с ожидаемым сервисом сетевых отелей.
Мы видели много разных проектов за последние 15-20 лет, и цифрами нас не удивишь, сам писал о подобных проектах, которые позже либо растворялись, либо превращались в грандиозные аферы. Однако с этим проектом немного иная ситуация, во-первых, его продвигают на федеральном уровне Минэкономразвития и АО Кавказ.РФ, и все это входит в федеральный проект «Пять морей», во-вторых, потенциал развития туризма такой, что любые инвестиции окупятся. Вот что об этом сказал гендиректор Кавказ.РФ Андрей Юмшанов:
– Есть много факторов, почему мы так верим в этом проект. Один из ключевых – географическое положение. Аналитики посчитали, что в радиусе двух часов лета до Махачкалы находятся не только города-миллионники юга России, но и Турция, Азербайджан, Иран, Ирак, Туркменистан. Более 170 миллионов потенциальных туристов.
Дагестан уже сегодня бьет все рекорды по турпотоку, при этом в регионе стоит острая нехватка мест размещения с ожидаемым сервисом сетевых отелей. Когда готовили концепцию курорта, мы составили портрет целевого потребителя. Это семьи со средним и ниже среднего уровнем дохода, предпочитающие отдых на море. При этом для них важна высокая концентрация разных впечатлений – от горных походов и знакомства с местной кухней до оздоровления и аттракционов. Мы видим, Каспийский кластер с его бескрайними пляжами, близостью Дербента и гор может качественно закрыть эти потребности, – отметил Юмшанов.
Донеся этот замысел до президента, который в итоге поддержал его реализацию, Сергей Алимович сумел сделать огромный задел в развитии экономики республики. Только в этот один проект уже хотят вложиться 17 крупных инвесторов. При этом по мере возведения объектов будет расти инвестиционная привлекательность и всего дагестанского побережья Каспия.
Однако реализация проекта требует комплексного решения многих инфраструктурных проблем как на самой инвестиционной площадке, так и вне ее. Предполагается развитие не только внутриплощадочной территории, но и реконструкция: станции «Уйташ», дороги для движения шаттлов от аэропорта до станции «Уйташ», аэропорта Махачкалы, обновление подвижного состава железнодорожной инфраструктуры, строительство автодороги на участке обхода города Махачкалы, реконструкция участка федеральной трассы Р-217 «Кавказ» по Республике Дагестан, Махачкалинского морского торгового порта. Сюда же относятся проблемы энергоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
– При чем тут город и городская газета? – спросит читатель.
Вся эта история с развитием прибрежного кластера будет иметь серьезный мультипликативный эффект на экономику республики и на экономику города. Не секрет, что город все предыдущие годы развития туризма принимал всю нагрузку на инфраструктуру, но при этом не монетизировал турпотоки, так как основной вид туризма был связан с поездками в горы, где туристы и оставляли свои деньги. Для сравнения: из 1 миллиона 700 тысяч туристов только 510 тысяч отдыхали на побережье. Увеличение турпотоков при любом раскладе приведет к еще большей нагрузке на инфраструктуру, город должен к этому подготовить свою инфраструктуру. При этом туристический потенциал города огромен, а если мы говорим об агломерации Махачкала – Каспийск, то от побережья в районе завода «Дагдизель» до базы отдыха «Дельфин» без малого 30 км пляжей, которые просто нужно обустроить и, самое главное, избавиться от канализационных стоков.
Вопрос только в том, как и на какие средства, но здесь не нужно придумывать велосипед.
В свое время писал об успешном опыте Татарстана, который через создание венчурных инвестиционных фондов и бизнес-ангелов вытащил средний и малый бизнес, который в свою очередь вложился практически в каждый проект в Татарстане. И в этом вопросе абсолютно согласен с Тамерланом Магомедовым, который пишет: «…говоря об инвестициях в Дагестан, хочется вновь обернуться на Павла Дурова, чей опыт реализации крупных проектов нельзя не признать успешным. С 2021 года, выпустив облигации Телеграма уже в четвертый раз, в общем, для развития мессенджера он привлек свыше $3,3 млрд (порядка 300 млрд рублей), нарастив его аудиторию почти до 1 млрд человек.
Минимальный опцион доступных для покупки облигаций с номинальной стоимостью в $1 тысячу составлял $500 тысяч (порядка 45 млн рублей), что делало его доступным даже для физических лиц, не обладающих крупным финансовым состоянием. Таких немало и в Дагестане.
Так почему бы не создать в республике свой инвестиционный фонд, который под республиканские госгарантии открыто привлекал бы инвестиционные средства на реализацию перспективных проектов, таким образом, позволяя инвестировать в них не только крупным игрокам извне, но и самим дагестанцам с финансовым чутьем и капиталом?»
Именно инвестиционные фонды как механизм очень привлекательны для инвесторов, потому что такая форма взаимодействия позволяет инвестору контролировать каждый рубль – и свой, и государственный. Есть другой вариант – создание государственно-частного партнерства (ГЧП) или муниципально-частного (МЧП) в нашем случае. В то же время есть понимание, что пока будет идти реализация проекта Каспийского прибрежного кластера, запускать дополнительно какие-то проекты в Махачкале не будут, тут и объективные причины – финансы, и субъективные – проблемы в инфраструктуре города, и хаотичная незаконная застройка прибрежной полосы, не всегда понятный статус земли и санитарное состояние побережья в черте города. Поэтому городу в ближайшей перспективе рассчитывать нужно на себя и делать все, чтобы привлекать инвесторов.
Камиль ОМАРОВ