Деяния в исламе оцениваются по намерениям. Первостепенным для мусульманина является довольство Всевышнего Аллаха. Он должен заниматься своим делом, не переступая границы дозволенного, помня об Аллахе и имея благие намерения, такие как обеспечение своей семьи, оказание помощи другим.
Ислам запрещает верящему притеснение (зульм) во всех его формах. С точки зрения ислама, притеснение считается одним из скверных дел, потому что это посягательство на права людей. Также в нем имеется нарушение установленных шариатом границ.
Одним из видов притеснения является совершение того, что вредит человеку, попирает его права или ограничивает их, умаляет его достоинство и тому подобное. Обычно в числе притесненных оказываются слабые люди, которые не могут противостоять притеснителю.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передается, что Пророк ﷺ сказал: «Всевышний Аллах говорит: “В День воскрешения Я буду противником троих: человека, пообещавшего и поклявшегося Моим именем, а затем поступившего вероломно; человека, продавшего в рабство свободного человека и проевшего полученные за него деньги; и человека, нанявшего работника, потребовав от него выполнения работы сполна, но не заплатившего ему того, что тот заработал”» (Имам Ахмад, 8692; Бухари, 2227; Ибн Маджах, 2442).
Всевышний Аллах запретил все виды и формы зульма, и Он Сам будет в Судный день противником каждого притеснителя. Однако Аллах выделил этих трех людей, которые перечислены в вышеприведенном хадисе, ибо они совершили преступление, касающееся прав Всевышнего Аллаха.
Тот, кто поклялся именем Аллаха, а потом, не исполнив обещание, нарушив договор и обманув, совершил тяжкое преступление. В словах хадиса: « Под человеком, пообещавшим Моим именем, а затем поступившим вероломно», подразумевается человек, который дал обещание, подкрепив его именем Всевышнего Аллаха, или поклялся Его именем, а потом нарушил это обещание. Также здесь подразумевается человек, который пообещал безопасность именем Всевышнего, а потом не сдержал это обещание».
Обман, вероломство и предательство не могут быть свойственны верующему. Во многих аятах Священного Корана и в хадисах Посланника Аллаха ﷺ ему велено выполнять договоры и исполнять обещания.
От Абу Са’ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах) передается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «В день Воскрешения у каждого вероломного окажется знамя, которое поднимут сообразно степени его вероломства, и, поистине, никто не проявляет большего вероломства, чем тот, кто правит людьми» (Имам Ахмад, 11427; Муслим,1738).
Такое порицание для вероломного человека – с демонстрацией его всем людям в Судный день – указывает на мерзость и тяжесть его греха. В этот День он становится униженным и оскорбленным, потому что совершил деяние, которое осуждает любой разумный человек.
Несмотря на все это, обман и вероломство распространены в нашем обществе даже между членами одной семьи, в то время как Всевышний Аллах повелевает верующим выполнять обещания, данные даже немусульманам.
Тот, кто продал свободного человека, совершил преступление по отношению к поклонению, которое Всевышний Аллах вменил в обязанность этому человеку. Ведь невольник не может совершить поклонение так, как его совершает свободный человек.
Вдобавок к этому некоторые обязанности, которые вменены свободному человеку, не вменены невольнику. Поэтому преступление человека, продавшего в рабство свободного человека, является очень тяжким.
В словах из вышеприведенного хадиса: «человека, продавшего в рабство свободного человека…» подразумевается тот, кто продал свободного человека, зная, что он является свободным.
Что касается человека, нанявшего работника и не заплатившего ему того, что он заработал, то он подобен тому, кто продал в рабство свободного человека. Всевышний Аллах запретил нанимать человека для работы и не платить ему, Он посчитал это тяжким грехом.
В словах из вышеприведенного хадиса «человека, нанявшего работника, потребовав от него выполнения работы сполна, но не заплатившего ему того, что тот заработал» подразумевается случай, когда человек, нанявший работника, получил ту услугу, которая ему была нужна от работника, но взамен этого не дал ему ничего или не отдал полную плату, которую тот заработал.
Тот, кто поступил таким образом, заслужил, чтобы в Судный день Всевышний Аллах был его противником, ведь он незаконно присвоил имущество этого работника. Он также поступил вопреки словам и делам Пророка ﷺ, ведь он побуждал заботиться о наемном работнике и своевременно платить ему.
От ‘Абдуллаха ибн ‘Умара (да будет доволен ими обоими Аллах) передается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Расплатитесь с наемным работником, пока не высохнет его пот» (Ибн Маджах, 2443).
Аль-Манави в своей книге «Файз аль-Кадир», комментируя этот хадис, пишет следующее: «Веление расплатиться, прежде чем высохнет пот работника, дано в образном смысле, и подразумевается, что необходимо расплатиться сразу, как только тот завершит работу, даже если он не вспотеет или если пот уже успел высохнуть».
Ислам заботится о правах наемного работника и велит нам не обращаться с ним высокомерно, ведь работник перед Всевышним может быть выше в степени, чем человек, нанявший его, ибо Всевышний Аллах отдает предпочтение людям, не исходя из их имущественного состояния или телосложения, а исходя из уровня их богобоязненности.
Всевышний Аллах в Священном Коране сказал: «Поистине, самый почтенный [лучший и достойный в этом мире и Ахирате из вас пред Аллахом] – тот, кто больше всего остерегается грехов и наказания Аллаха. Поистине, Аллах – знающий, сведущий о явном и скрытом» («Сафват ат-тафасир», сура Аль-Худжурат: 13).
Посланник Аллаха ﷺ своим примером показал нам, как следует относиться к работнику по исламу, и как строить с ним взаимоотношения.
От слуги Пророка ﷺ Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) передается: «Клянусь Аллахом, я прислуживал ему в течение семи (или девяти) лет, и что бы я ни совершил, он ни разу не сказал мне: “Зачем ты сделал то-то и то-то?” И что бы я ни оставил, он ни разу не сказал мне: “Почему ты не сделал так-то и так-то?”» (Муслим, 2309; Абу Дауд 4773)
Посланник Аллаха ﷺ предостерегал своих сахабов (да будет доволен ими всеми Аллах) от причинения зла наемным рабочим и тем, кто служит им, а также от принуждения их к выполнению работы, которая им не под силу. Он также побуждал помочь работнику, если ему поручили тяжелую работу. Таким же должно быть отношение начальника (владельца) организации к своим работникам.
Исходя из всего вышеприведенного, мы понимаем, что категорически нельзя нарушать договор и данное обещание, также нельзя нарушать права человека и права нанятых нами работников, нельзя заставлять их работать в плохих условиях и унижать их труд.
Если же кто-то решил нарушить эти предостережения Посланника Аллаха ﷺ и запреты шариата, то пусть знает, что в День воскрешения его противником будет Всевышний Аллах.
Муслим АБДУЛАЕВ, islamdag.ru