В последнее время в Махачкале, как и в других городах республики, остро стоит проблема своевременного вывоза твердых коммунальных отходов. Этот вопрос обсуждался на Оперативном штабе под руководством председателя Правительства РД Абдулмуслима Абдулмуслимова. Премьер-министр поручил усилить работу в целях улучшения ситуации и подготовки к летнему сезону и выслушал предложения глав городов.
Руководители муниципальных образований отчитались о проводимой работе в этом направлении, выступили с предложениями и рекомендациями по улучшению ситуации с вывозом ТКО.
Глава г. Махачкалы Юсуп Умавов отметил, что этой проблеме уже много лет, и для ее полного решения требуются значительные средства и новые подходы. Он, в частности, отметил необходимость обновить устаревший автопарк со спецтехникой в МБУ «Махачкала-1», который занимается вывозом ТКО. Также глава города отметил, что на сегодняшний день в Махачкале самые низкие тарифы среди субъектов РФ на вывоз ТКО, и они были определены в других условиях, когда цены на ГСМ были ниже, а количество накоплений в разы меньше. Причины кризиса и необходимые мероприятия для улучшения ситуации – в докладе.
Полный текст доклада главы г. Махачкалы:
По состоянию на 22.04.2024 абонентскую базу потребителей услуги по обращению с ТКО (физические лица) МБУ «Махачкала-1» составляют 178 404 лицевых счета (начисления производятся на 456 557 человек). Важно отметить, что согласно данным Дагестанстата по состоянию на 01.01.2024 в Махачкале проживает 759 490 человек. Таким образом, начисления производятся на 60% населения согласно официальным данным, при этом из них оплачивают услугу ежемесячно не более 40% (182 623 человека).
Также заключено 4 466 письменных договоров с юридическими лицами, осуществляющими деятельность в городе.
Для организации приема платежей от потребителей услуги по обращению с ТКО в Махачкале заключены договоры с платежными агентами, имеющими в общей сложности 67 касс на территории города. Также заключен договор с АО «Почта России» по приему платежей в почтовых отделениях Махачкалы.
МБУ «Махачкала-1» осуществляет доставку платежных документов населению с нанесением QR-кода, также заключен договор в ООО «Чек-мастер» по приему платежей через мобильные терминалы (81 терминал). Таким образом, МБУ «Махачкала-1» предоставляет возможность дистанционной оплаты услуги по обращению с ТКО.
Также проводится работа по взысканию дебиторской задолженности с потребителей услуги по обращению с ТКО, которая ограничена количеством профильных специалистов и наличием всех данных, необходимых для подачи заявлений в суды.
Основными проблемами увеличения процента оплачиваемости услуги по обращению с ТКО являются:
- Отсутствие полной и достоверной информации о потребителях услуги по обращению с ТКО препятствует открытию новых лицевых счетов и приведению их количества в соответствие с фактически используемым жилым фондом в г. Махачкале, заключению договоров с юрлицами и индивидуальными предпринимателями.
- Низкий тариф на услугу по обращению с ТКО, который не меняется с марта 2021 г. Утвердить же новые тарифы на 2023 г. согласно письму Министерства энергетики и тарифов в РД № 45-05.3-5576/22 от 29.12.2022 для МБУ «Махачкала-1» не представляется возможным, так как тарифы не утверждаются для временного регионального оператора, и должны применяться тарифы, установленные для регионального оператора, прекратившего досрочно деятельность.
- Приказом Минприроды РД от 02.03.2023 №40 утверждены новые нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории РД. Согласно данному приказу норматив накопления ТКО по всем основным применяемым региональным оператором категориям значительно снижен, так:
а) учреждения, организации, офисы, конторы (на 1 сотрудника): уменьшились в 2,27 раза (с 1,99820170 куб. м до 0,878555 куб. м);
б) рестораны, кафе, учреждения общепита: на 1 место: уменьшились в 2,02 раза (с 3,87639528 куб. м до 1,911770 куб. м);
в) продовольственные магазины (на 1 кв. м): уменьшились в 1,68 раза (с 1,33104185 куб. м до 0,78984 куб. м (усредненный норматив по разным площадям объектов);
г) рынки (1 кв. м): уменьшились в 2,55 раза (с 0,66208409 куб. м до 0,259150 куб. м).
Стоимость услуги по банкетным залам уменьшилась в соответствии с новыми нормативами накопления в 28,30 раза, по мебельным магазинам – в 27,3 раза.
Практически по всем категориям нормативы уменьшились и лишь по некоторым увеличились незначительно (на 1 жителя ИЖС увеличился в 1,02 раза, на жителя МКД – в 1,07 раза);
- Управляющие организации не исполняют свои обязательства по предоставлению информации, необходимой для начисления физлицам оплаты за услугу по обращению с ТКО. В отсутствие информации о количестве зарегистрированных в квартире лиц участилась практика возврата мировыми судьями заявлений о взыскании задолженности. А в отсутствие информации о правообладателе квартиры отсутствует в принципе возможность подать в суд заявление о взыскании задолженности по объекту недвижимости.
С учетом изложенного считаем, что активной, масштабной и результативной работе по уменьшению дебиторской задолженности Учреждения и улучшению финансовых и производственных показателей Учреждения будет способствовать решение следующих задач:
1) актуализация абонентской базы посредством исполнения управляющими организациями, товариществами, кооперативами требований п. 148 (1) Постановления Правительства РФ №354;
2) взаимодействие с управляющими организациями, товариществами, кооперативами в части заключения агентских договоров по приему платежей за услугу по обращению с ТКО через кассы управляющих компаний;
3) проведение масштабной работы по обеспечению доставки Единого платежного документа населению г. Махачкалы;
4) реализация в республике положения п. 1.12 ст. 284 Налогового кодекса РФ, согласно которому для организаций, которым присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с ФЗ от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов РФ, в размере 0 процентов. В случае принятия субъектом Российской Федерации такого решения налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0 процентов. Указанные налоговые ставки применяются к прибыли регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами от деятельности в рамках договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами;
4) создание мест (площадок) накопления ТКО для раздельного сбора ТКО, что сократит объем ТКО, транспортируемого до полигона, на 20-30%, и создаст благоприятную среду для повышения уровня экологического воспитания населения республики;
5) получение данных о муниципальных квартирах, передаваемых жителям Махачкалы на основании договора социального найма, для актуализации абонентской базы потребителей услуги по обращению с ТКО;
6) пересмотр нормативов накопления ТКО, утвержденных Приказом Минприроды РД от 02.03.2023 №40, и утверждение нормативов, соответствующих реально образуемому объему ТКО по вышеуказанным категориям объектов;
7) утверждение актуальных тарифов на услугу по обращению с ТКО в РД после определения МБУ «Махачкала-1» региональным оператором в конкурсном отборе;
8) взаимодействие всех структурных подразделений Администрации г. Махачкалы с МБУ «Махачкала-1» для установления данных о собственниках объектов недвижимости, не заключающих договоры на оказание услуги по обращению с ТКО и не оплачивающих оказываемую им услугу.