Велика сила материнской любви. И каждой матери хочется верить, что ее молитва защитит ребенка от любых бед, укроет от ненастий. Встанет преградой на пути смерти. Если б это было так, но… увы.
Надежда Ковалева, вспоминая о сыне Андрее, погибшем на СВО, по сей день не может поверить, что он ушел из жизни. Остались лишь воспоминания и фотографии в телефоне, на которых запечатлен молодой высокий, статный мужчина с красивой доброй улыбкой. Она обезоруживает.
КАЖДУЮ СЕКУНДУ БЫТЬ РЯДОМ…
Андрей Владимирович Ковалев погиб в первый день начала СВО 24 февраля 2022 года. Надежда уточняет, что сын находился вместе с Героем России Нурмагомедом Гаджимагомедовым. Ему было 33 года.
Андрей – старший из детей в семье Ковалевых. О его любви к армии мама вспоминает с каким-то особым чувством, будто вдохновение сына передалось и ей. Окончив махачкалинскую школу №16, поступил в Аграрно-экономический колледж по специальности «Экономика и бухучет». Следующим местом учебы стал Дагестанский филиал Ростовского университета. Но в какой-то момент сын решил оставить учебу. Его призвали в армию 8 ноября 2011 года. Службу Андрей проходил в Буденновске. Первое время родители очень переживали за сына: был он худощав и, как казалось матери, физически мог не выдержать армейской нагрузки. Но Андрей служил достойно. Пожаловался лишь один раз и то на врачей, лечивших его от бронхита в больнице Буденновска. «Он позвонил мне и при враче сказал, что когда мама его лечит, он уже на второй день выздоравливает. «А у вас я неделю лежу, у меня температура 39», – удивлялся он. «Мама сюда приедет, мне сразу станет лучше, вот увидите», – предупредил он врача. Врач взяла трубку и пообещала: мы его вылечим, не выезжайте», – вспоминает Надежда.
В 2012 году в Краснодарском крае затопило г. Крымск. Андрей Ковалев вместе с другими сослуживцами участвовал в устранении последствий наводнения. Вернувшись из армии, он поставил родителей перед фактом, что намерен стать военным. «Ему нравилось носить форму, выполнять задачи. Он и в детстве был таким. Упорным, целеустремленным. Если его похвалят – лучшего ученика нет, если поругают – то хоть разбейтесь, он не будет этого делать», – описывает характер сына Надежда. В 2013 году Андрей уехал в Ставрополь и подписал военный контракт.
О работе он рассказывал мало, ограничивался общими фразами: буду в командировке, едем на учения. Мог предупредить, что едет в командировку, мог вовсе ничего не сказать или рассказать время спустя… В 2014 в г. Сочи проходили Олимпийские игры. Андрей Ковалев был среди тех, кто обеспечивал безопасность. После Олимпиады ему вручили грамоту, подписанную Президентом В.В. Путиным «За значительный вклад в подготовку и проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи». Затем новая локация – Ростовская область на границе с Донецкой. Почти 7 месяцев они находились там. А в 2018 году он уехал в Сирию.
Надежда видела, как сын меняется. «Он стал более ответственным, заботливым и понимающим к родителям. В детстве он всех жалел. Никогда ни на кого не жаловался. Он был очень общительным, с ним было легко. У него много друзей в Махачкале, Ставрополе, мы до сих пор общаемся и созваниваемся», – говорит она.
А еще ему нравилось заниматься спортом – футболом, боксом. Был настоящим фанатом команды «Анжи», вместе с группой болельщиков ездил на все матчи.
Надежда Григорьевна вспоминает, как Андрей решил жениться. Невесту выбрал сам. «Позвонил и сказал: приезжайте, вам надо познакомиться с родителями невесты. Мы поехали и познакомились. Я уважала его выбор», – с гордостью за сына говорит Надежда. Андрей был хорошим семьянином, но не каждая женщина выдержит испытания длительными командировками мужа. По приезде из Сирии Андрей узнал, что разведен. В первом браке осталась дочь. В 2020 году он женился во второй раз, а через полтора года погиб…
В беседе со мной она вспоминает мельчайшие детали, связанные с Андреем. И это самый сложный момент в нашей беседе. В каком бы возрасте не был сын, для матери он родное сокровище, любимый ребенок, за которого душа радуется и болит. Святая материнская любовь, в которой женщина-мать растворяется без остатка. Она говорит о себе, и в своем лице рассказывает о боли, пережитой ею и другими матерями. Трудно не чувствовать бездну ее любви, обращенную к сыну, не проживать вместе с ней жизнь Андрея. И невозможно сдержать слез…
Сейчас, время спустя, она вспоминает, как сын за год до 33 дня рождения почему-то несколько раз произнес: 33 года – возраст Христа. «Я ему говорила: ты чего Андрей? Посмотри вокруг – мужчины живут только до 33 лет? Он снова: 33 года – возраст Христа». Она задается вопросом, было ли это предчувствие, каким делился с ней сын, или просто самовнушение. Тогда Надежда гнала от себя всякие мысли и сына просила не думать о плохом.
«Знаете, раньше я не ценила фотографии. Казалось, что их так много. А когда это с ним случилось, я просмотрела нашу с ним жизнь по этим сохранившимся фотографиям. Смотрела и думала, как мало я ему времени уделяла. Надо было каждую секунду просто находиться с ним рядом. Но как это было сделать? Когда он приезжал в отпуск, то старался проводить время с нами», – говорит она.
ВРЕМЯ НЕ ЛЕЧИТ
Ей не рассказывали, как он погиб. Это случилось в Херсонской области. Но разговор с ним накануне дня гибели она помнит так, будто это было вчера.
«23 февраля 2022 года он позвонил мне и сказал: «Мама, почему трубку не берешь сразу?» Я объяснила, что не слышала», – вспоминает Надежда.
– Может, ты в последний раз мой голос слышишь, – сказал вдруг Андрей.
– Сынок, ты много о смерти говоришь в последнее время, – ей стало тревожно.
Но сын поспешил успокоить маму. «Возможно, мы несколько дней будем не на связи, но ты не переживай, все будет хорошо». «Все будет хорошо» – было его любимой фразой.
«Несколько дней он не выходил на связь, я беспокоилась и начала звонить в часть. И как раз в то время по телевизору показали Нурмагомеда Гаджимагомедова, рассказали, что он геройски погиб. Мне позвонила сноха и сообщила, что они были вместе.
Сказать, что я была встревожена или же у меня было тягостное предчувствие – я не могу. Просто было чувство усталости, и все валилось из рук. Я постоянно думала о своем сыне. А уже 28 февраля в половине десятого утра мне позвонили и сказали, что он погиб, спросили, куда его привезти. Я в это время была на работе», – Надежда будто заново проживает этот день, ее голос дрожит.
Она не поверила звонившему и перебила его: «Вы, наверное, ошиблись, с ним ничего не может случиться. Понимаете?! Он же мой сын! С моим сыном ничего плохого не может случиться!»
Голос в трубке ответил: «У нас ошибок быть не может».
«Я ему всегда говорила: я тебя очень сильно люблю. Если с тобой что-нибудь случится, я не представляю, как я буду жить и дышать. Если ты меня любишь, ты должен стараться из любой ситуации выйти живым и здоровым», – Надежда произносит эти фразы на одном дыхании. В ответ на мамины просьбы сын успокаивал ее: «Мам, я знаю».
«Мы сразу же выехали в Ставрополь. Я видела его, нам открыли гроб, показали. Я сразу его узнала. Но я не верю! Это был страшный сон. Я проснулась и продолжаю его ждать, он придет или позвонит. И я переживаю каждую трагедию, связанную с детьми – пусть это не мои дети, но для меня близка эта боль», – в ее голосе столько стойкости и тоски…
«Конечно, мне как матери хотелось бы, чтобы все дети были живы и чтобы все их победы были прижизненными, но… Говорят, Всевышний дает испытания, которые мы можем вынести. Но я до сих пор не верю, что все так случилось, я до сих пор его жду, – повторяет она. – Самое главное, что та связь, которая была с сыном, она остается со мной. Да, говорят, что время лечит, но нет. Оно не лечит, а только немного притупляет боль. Когда смотришь на фотографии, все уходит на второй план. Вспоминаются забота, любовь, внимание. Все стало неважным. Смотрю на него и кажется, как будто ничего не случилось. Все остается так, как было, – объясняет она мне, и я понимаю, что она подбирает слова, которые помогают ей проживать дни без сына: «Все наши мальчики, они – наши герои. Мне мой сын всегда говорил: мама, пока я служу, ты можешь спать спокойно. А когда это с ним случилось, я полгода не спала. Мне было тяжело. Я замыкалась в себе. Но когда слышишь истории от других матерей, что сын пропал без вести, начинаешь понимать: у меня есть, куда пойти, чтобы с ним поговорить. Без вести… Нет… Я не могу себе такое представить».
Младший сын Надежды пошел по стопам старшего брата – он тоже военный. После школы поступил в Московское высшее военно-командное училище и стал офицером. Он всегда гордился старшим братом, рассказывал всем о нем. О смерти Андрея младший брат узнал спустя три месяца. Он находился на СВО, и родители хотели уберечь его от потрясения. Решили рассказать ему только по приезде.
ЭТО ЕГО ВЫБОР
Сегодня Надежда не спрашивает себя: что было бы, если бы сын выбрал мирную профессию, а не военную:
– Это его выбор, это то, чем он хотел жить. Когда он пришел из армии, то сказал: «Мама я нашел то, что мне по душе, мне это нравится».
А еще она вспоминает забавный случай, рассказанный Андреем. Они были на границе в Ростовской области и рано утром заприметили женщину с ребенком, шедших по полю. «Ребенок увидел нас и стал кричать: «Мама, мам, смотри люди. А мама отвечает, это не люди, а военные», – смеялся Андрей.
Для него сослуживцы были не просто знакомыми, друзьями… Он считал их братьями, и очень гордился этим. «Когда он женился во второй раз, его сослуживцы так его поддержали, они исполнили песню о ВДВ, а их жены махали флагом», – вспоминает Надежда и показывает мне видео, где Андрей с молодой женой за праздничным столом, его боевые товарищи весело распевают песню, эмоционально подбадривая друг друга жестами…
В армии Андрей Ковалев был в пехоте, а контракт подписал с десантными войсками. Когда он был на учениях в Ивановской области, его вместе с другими десантниками показали по телевизору на канале «Звезда». «Он гордился тем, что служит в ВДВ. Как-то сказал, «придет время, когда я не смогу прыгать и мне придется уйти». Я спокойно ответила, пойдешь в сухопутные войска. «Мам, ты чего, после десантников я пойду в пехоту? Не-е-ет, не пойду». Он окончил заочно юридический факультет Сочинского международного инновационного университета, впоследствии собирался уйти в командование…», рассказывает она.
Он награжден медалями Минобороны РФ «Участнику военной операции в Сирии», «За воинскую доблесть» I и II степени, медалью «За ратную доблесть» и орденом Мужества посмертно. На доме, где жил Андрей, установлена мемориальная доска. В ходе беседы, выяснилось, что на стене школы №16, где учился Андрей Ковалев, памятная доска не установлена. Надежда и не обращалась с такой просьбой, но ведь такие знаки памяти очень важны для подрастающего поколения. Молодежь должна чтить и знать героев, отдавших свои жизни за мир и благополучие людей, помнить имена людей, для которых слово патриотизм имеет особое глубокое значение и брать с них пример.
Она признается, что и спустя два года не удалила номер телефона сына и продолжает писать ему сообщения. Легче ли ей от этого? Сложно сказать.
КОГДА СМОЖЕТ…
«Первое время все было как во сне: автоматически встаешь, что-то делаешь. Потом начала брать себя в руки. Андрей всегда меня ругал: мама, зачем ты себя забросила? Я в одно время приболела, и он мне говорил: мама, я тебе поставил задачу, ты должна выздороветь к моему приезду. Или же давал мне задание связать ему игрушку. Я могла ночами не спать, чтобы успеть. Он приезжал и забирал их: поросят, медвежонка. (Она показывает мне фотографии игрушек в телефоне). А сейчас я думаю, он меня хотел чем-то занять, чтобы я себя отвлекала. В последний раз он меня просил связать волка в десантной форме. Я не успела, это была его последняя просьба. А когда он умер, я полтора года не могла крючок взять в руки, – говорит она. Андрей часто любил присылать маме фото с ребятами и просил угадать: где он. «И я всегда его находила, даже если лицо закрыто балаклавой. Как я могу не узнать своего ребенка? Я ему говорила, Андрей, даже если я ослепну, оглохну и чувствовать не буду, я тебя все равно найду», – вспоминает Надежда.
Андрей был красив, привлекал внимание, но сам он никогда не считал это неким преимуществом. Он не разбрасывался. Семья была для него на пьедестале.
А еще был очень честен, переживал, если что-то не так. Как-то был такой случай: к нему пришла повестка из суда, что есть задолженность по кредиту. А он не то что кредиты, в долг старался ни у кого не брать. Изумленный он, в очередной раз перечитав это письмо, вдруг обнаружил, что отчество не его. Оказалось это человек из другой роты, почти полный его тезка.
Она включает одно из последних его голосовых сообщений: «В последнее время нет возможности, чтобы общаться, мама. Все хорошо, мам», – говорит Андрей.
– Время от времени он говорил, «если не мы, то кто», он говорил это в ответ на мои просьбы, быть осторожным. Иногда он успокаивал: «Никто ни от чего не застрахован». Я продолжала упрашивать его: будь осторожен, я не знаю, как буду жить без тебя!» – произносит Надежда.
Его жена не вышла замуж, она живет с собакой, которую они вместе завели, когда Андрей был жив. И продолжает общаться с Надеждой.
«Теперь к младшему езжу в Симферополь по три раза в год (30 часов на автобусе). Раньше я бы поехала раз в год. А к старшему сыну в Ставрополь – раз в месяц. Мне уже не важна дорога, сколько километров и времени, мне важно, что я езжу к своим сыновьям», – подчеркивает она.
Она показывает могилу сына в Ставрополе. Оказывается, когда Андрея хоронили, планировали, что эта территория будет отведена под Аллею Славы. Впоследствии выделили другую территорию. Получилось так, что ее сын захоронен вне Аллеи Славы. К матери обращались с вопросом о перезахоронении. Но она не хочет тревожить сына. «Я сказала, не хочу, чтобы его беспокоили», – поясняет она.
Друзья Андрея помнят его, созваниваются и приезжают к матери. Поддержку оказывает администрация города Махачкалы: «К нам приезжали, спрашивали, что нам нужно, чем помочь и до сих пор звонят, спрашивают». Время от времени она принимает участие в мероприятиях, посвященных участникам СВО. Но признается Надежда, нет желания посещать концертные мероприятия, не то состояние души.
Трудно подобрать слова, когда говоришь с матерью о ее геройски погибшем сыне. И тем сложнее, когда чувствуешь, что ее сердце продолжает надеяться. Ведь Андрей и раньше выезжал в длительные командировки, был на расстоянии, и это дает ей ощущение, что сын и сейчас где-то на службе, а потом, когда сможет, он обязательно вернется…
Лариса ДИБИРОВА