24 мая состоялась встреча Юсупа Умавова с руководителями компаний, осуществляющих пассажирские перевозки, в которой принимали участие председатель городского Собрания депутатов Марис Ильясов, представители финансово-экономического и транспортного блоков города. На встрече рассматривался вопрос о повышении стоимости проезда. Ранее отдельные руководители компаний-перевозчиков направили обращения по этому поводу в адрес главы города. Умавов призвал к необходимости учитывать интересы горожан и всех пассажиров общественного транспорта. По результатам встречи главой города даны поручения – обосновать расчеты цифр повышения тарифов и сравнить механизм формирования тарифов в нашей республике и в других регионах.
В этой связи «МИ» встретились с руководителем МУП «Горавтотранс» Гази Газиевым.
Справка: МУП «Горавтотранс» создано 26 мая 2015 года путем слияния ликвидированных в тот же день предшественников компании: МУПов «Махачкалатранс-1» и «Махачкалатранс». Директором предприятия с 22 мая 2023 года является Газиев Гази Гусейнович. Сегодня МУП «Горавтотранс» осуществляет пассажирские перевозки на территории муниципального округа «город Махачкала», включая пригородные поселки.
Собеседник отметил, что в настоящее время в администрации рассматривается вопрос о подорожании проезда. По его мнению, данная мера является вполне обоснованной, так как вызвана удорожанием стоимости ГСМ и запчастей, ростом затрат на содержание и обслуживание автотранспорта. Таким образом, повышение стоимости проезда позволит хотя бы частично компенсировать возросшие расходы перевозчиков.
Вместе с тем, заместитель главы города Махачкалы Осман Османов на встрече 11 июня с руководителями компаний-перевозчиков отметил, что Администрацией г. Махачкалы начата работа по переводу муниципальных маршрутов на регулируемые тарифы, в этом году выпущено на линию 47 автобусов большой вместимости, с начала следующего года планируется дополнительный выпуск на линию новых автобусов: 17 – большого класса и 44 – среднего класса, которые в значительной степени позволят повысить качество транспортных услуг, предоставляемых населению; также остановился на основных проблемах в сфере пассажирских перевозок (нехватка транспорта на линии, нарушение интервалов и графика работы, антисанитарное состояние салонов общественного транспорта и др.); призвал улучшить качество транспортного обслуживания населения. Отдельно было отмечено, что, несмотря на представленные расчеты экономически обоснованного тарифа, при его увеличении необходимо учитывать и социальный фактор. Результатом встречи стало рассмотрение возможности увеличения тарифа на 5 рублей при проведении мероприятий по улучшению качества транспортного обслуживания населения с учетом жалоб и обращений.
Напомним, предыдущее повышение стоимости проезда с 23 рублей до 27 проводилось в октябре 2021 года, до этого, в январе 2019 года стоимость проезда увеличилась с 17 до 23 рублей.
По словам Гази Газиева, общая проблема, с которой сталкиваются все перевозчики, это проблема недобросовестных водителей. Планируется создать общий для всех транспортных компаний города «черный список» водителей. В этот список будут внесены водители, характеризующиеся высокой аварийностью на дорогах, у которых отсутствуют соответствующие категории на перевозку пассажиров и др. Были случаи, когда, пользуясь нехваткой водителей, отсутствием конкуренции, такие недобросовестные водители переходили из одной компании в другую.
Директор рассказал о вводимых новациях для удобства пассажиров. В настоящее время часть транспортных маршрутов (из 86 автобусов, выходящих на линии, 68 включены в карты) в режиме онлайн можно увидеть с помощью «Яндекс-карт» и 2ГИС, где можно отслеживать движение автобусов, что позволяет пассажирам рассчитать свой выход на остановку к автобусу и не терять времени в его ожидании. Предстоящая цель – отразить все маршруты движения транспорта в 2ГИС и на «Яндекс-картах». Следующим логическим шагом руководителю «Горавтотранс» видится создание комфортных условий для ожидающих свой транспорт пассажиров, оборудование мест остановок общественного транспорта удобными павильонами, включающими скамейки и навесы от солнца,
Любопытный факт. По словам руководителя «Горавтотранса» был осуществлен расчет стоимости одного билета для проезда на новом автобусе «Газель Next», произведенный с использованием методики Минтранса (использовались рекомендованные схемы и уравнения), который составил 68 рублей. При этом, «Газель Next» считается не дорогостоящим и более простым в обслуживании, недорогим видом пассажирского транспорта.
Для беспрепятственного движения общественного пассажирского транспорта на городских дорогах можно выделить полосы. Выделенные полосы помогут избежать пробок, кроме того, немаловажное значение имеет тот факт, что возрастает средняя скорость движения, а разумная организация интервалов движения позволяет обойтись меньшим количеством автобусов.
Должный уровень развития пассажирского городского транспорта способствует тому, что часть автолюбителей пересаживается с личного транспорта на общественный, тем самым разгружая дороги. В качестве примера руководитель автопредприятия привел личный опыт отказа от автомобиля в пользу пассажирского транспорта.
СОВМЕСТНЫМИ УСИЛИЯМИ
Главная задача, стоящая перед директором, по мнению Гази Гусейновича, окончившего Московский автодорожный университет по направлению «Организация и безопасность дорожного движения», заключается в том, чтобы способствовать обеспечению города общественным транспортом большого и среднего класса, установлению для него выделенных полос. По мнению директора, перемены к лучшему в организации перевозок пассажиров можно совершить только совместными усилиями, в комплексе, вместе с руководством республики и города, с привлечением представителей ГАИ и работников транспорта. Необходимо последовательно воплощать в жизнь озвученные руководителями республики и города решения в части пассажирских перевозок – организовать и упорядочить деятельность общественного транспорта города Махачкалы.
Хорошим шагом в этом направлении, по мнению директора, является приобретение новых автобусов большого класса, запуск городского социального транспорта, оборудованного кондиционерами, современными средствами связи, оплаты за проезд. Позитивную оценку со стороны собеседника получило поступление 47 новых больших автобусов в декабре прошлого года, направленное на решение проблем городского пассажирского транспорта. Хотя данные автобусы были распределены между другими компаниями, руководитель «Горавтотранса» с одобрением оценивает данный факт, видя в нем поддержку перевозчиков со стороны руководства республики и города.
Относительно нюансов в деятельности возглавляемого предприятия, отмечает Гази Гусейнович, таковые имелись в самом начале. Так, частные перевозчики с трудом воспринимали новые реалии. На многочисленных встречах с частниками приходилось вести разъяснительную работу об изменениях в деятельности предприятии, введении новых правил и порядка осуществления пассажирских перевозок, разработанных в соответствии с требованиями действующего законодательства. Были определены новые требования, предъявляемые к общественному транспорту перед выездом на маршрут: выезд только с территории автопарка после проведения необходимых осмотров, необходимость оборудования транспорта системами ГЛОНАСС, системами видеонаблюдения и т.д. В настоящее время водителей трудоустраивают только в официальном порядке, все работники обеспечены социальным пакетом.
О ПРОБЛЕМАХ
Остановившись на проблемных моментах деятельности, директор автопредприятия обратил внимание на острую нехватку подготовленных и квалифицированных водителей. Автобусов в парке больше, чем водителей: на 86 автобусов (из них, 80 «Газель Некст» и 6 «Газель Сити») приходится 68 водителей, что явно недостаточно. В компании все расходы по ремонту, содержанию специалистов, техническому состоянию транспорта несет предприятие, также и в случае ДТП всеми вопросами оформления ДТП и/или взаимодействием с работниками ГАИ занимаются специальные работники предприятия. Единственное требование, предъявляемое к водителю, это быть опрятным самому и содержать свой транспорт в чистоте.
При этом, как отметил директор, предприятие находится на самообеспечении и несет все расходы по зарплате сотрудникам, расходы по приобретению/аренде автотранспорта, по ремонту и обслуживанию и так далее. На регулярной основе он встречается с водителями автобусов, обсуждаются текущие проблемы в деятельности, в процессе общения происходит обмен мнениями по ситуации, связанными с перевозками, возможности улучшения отдельных аспектов работы.
Предприятие, по возможности, проводит обновление автопарка, в прошлом году поменяли 45 единиц транспорта
В завершение беседы Гази Газиев в лице читателей нашей газеты обратился ко всем жителям Махачкалы и гостям столицы, использующим городской общественный транспорт, – быть добрее друг к другу, проявлять терпение и воспитанность, уступать места женщинам и пожилым людям; призвал не создавать конфликтные ситуации, аккуратно пользоваться общественным транспортом, не повреждать сидения в автобусе и на автобусных остановках.
Гарун КАБИЕВ