Хадж, совершенный ради довольства Всевышнего Аллаха, является одним из лучших видов поклонения. В то время как намаз и пост представляют собой только физические действия, а закят – расход только имущества, хадж включает в себя и то, и другое.
В хадисах Пророка ﷺ передается, что полноценно совершенный хадж смывает грехи верующего. Однако большинство ученых-богословов сошлись во мнении, что совершение хаджа смывает только малые грехи, что же касается больших (тяжких) грехов, то для них необходимо вознести искреннее покаяние.
Как известно, даже намаз, который по степени выше всех поклонений, смывает только малые грехи, как на это указывает достоверный хадис, переданный имамом Муслимом от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах): «Совершение пяти ежедневных молитв, участие в каждой следующей пятничной молитве после предыдущей и соблюдение поста в каждый следующий Рамадан после предыдущего искупают грехи, совершенные в промежутке между ними, если только среди них не было тяжких грехов». (Имам Ахмад, 9197; Муслим, 233; Тирмизи, 214)
Однако некоторые ученые утверждают, что хадж смывает не только легкие, но и тяжкие грехи. Они говорят так, исходя из буквального смысла хадиса, который передается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) – он слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто совершил хадж ради довольства Всевышнего Аллаха, не сквернословя и не совершая ничего греховного и недостойного, вернется домой таким же, каким был он в тот день, когда родила его мать (безгрешным)». (Бухари, 1521; Муслим, 1350)
Они также опираются на другой хадис, переданный от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), в котором сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Совершение каждой следующей умры после предыдущей служит искуплением грехов, совершенных между ними, что же касается безупречного хаджа, то не будет за него иного воздаяния, кроме Рая». (Бухари, 1773; Муслим, 1349)
Но вместе с тем эти ученые отмечают, что это смывание подразумевает только грехи, а требование возместить пропущенные поклонения остается. Например, тот, кто совершил хадж и имел пропущенные намазы, обязан возмещать их, ибо хадж смывает грех только за откладывание этих намазов. Такое же решение действительно относительно других поклонений.
Если вдобавок к совершению хаджа верующий вознесет еще и искреннее покаяние, то смываются все его грехи, в том числе тяжкие, за исключением тех, которые так или иначе затрагивают другого человека. Однозначно, хадж не смывает грех, если он затрагивает другого человека, пока согрешивший не загладит свою вину перед тем, кто пострадал от него.
А если этот грех касается кражи или присвоения денег, иных материальных ценностей и тому подобного, то их нужно вернуть владельцу. В случае невозможности вернуть конкретное присвоенное имущество, необходимо полностью компенсировать пострадавшему его убытки. В противном случае ему не избежать возмездия, если только пострадавший не простит его.
Имам Мулла ‘Али аль-Кари в своей книге «Миркат аль-Мафатих шарх Мишкат аль-Масабих» пишет об этом следующее: «Аль-Байхаки сказал, что верующему не следует обманываться тем, что хадж смывает грехи, которые затрагивают другого человека. Поистине, любой грех – это несчастье. Действия человека вопреки повелениям и предостережениям Могучего Аллаха имеют для него серьезные последствия. Ни один из нас не готов хотя бы один день потерпеть лихорадку или терпеть боль в течение часа, как же он будет терпеть суровые и мучительные наказания, о завершении которых знает только Всевышний Аллах?»
Имам Мулла ‘Али аль-Кари в той же книге пишет: «Ибн Хаджар сказал, что хадж разрушает (сводит на нет) то, что было совершено до него (грехи), а после принятия Ислама обнуляются (сводятся на нет) все грехи, кроме притеснения. Однако и это бывает при соблюдении паломником условий, которые приводятся в хадисе: “Тот, кто совершил хадж ради довольства Всевышнего Аллаха, не сквернословя и не совершая ничего греховного и недостойного, избавится от своих грехов (и будет таким же чистым, каким был он в тот день, когда родила его мать)”.
Вдобавок к этому ученые Ахлю Сунны, как это передают множество имамов, таких как Ан-Навави и ‘Ияз, согласились с тем, что это обнуление не касается грехов, которые затрагивают другого человека, более того, не касается оно и тяжких грехов, ибо их смывает только искреннее покаяние.
Некоторые комментаторы разъясняют этот вопрос следующим образом: “Имущественные (финансовые) долги не обнуляются после совершения хиджры (переселения) и хаджа, относительно же принятия Ислама (обнуления грехов после принятия Ислама) среди ученых имеются разногласия. Что же касается долгов перед людьми, то они не аннулируются (не обнуляются) после совершения хиджры или хаджа, согласно единогласному мнению ученых-богословов”.
Однако такое допускается, более того, такое может случится, как на это указывают хадисы, которые гласят, что, если Всевышний Аллах пожелает простить человеку грехи, затрагивающие другого человека, то Он компенсирует их пострадавшему от него в виде огромной награды и это станет причиной того, что он (пострадавший) согласится простить обидчика».
Из всего вышеприведенного вытекает, что совершение хаджа или других видов поклонения не смывает грехи, которые затрагивают другого человека, пока согрешивший не загладит свою вину и не очистит себя от всех долгов, ведь даже шахиду, павшему на пути Аллаха, не прощаются долги перед людьми.
Что же касается грехов человека перед Аллахом, то они разделяются на два вида: те, которые можно искупить, и те, которые невозможно искупить. К первому виду относится пропуск намаза, поста и т. д., следовательно, у того, кто пропустил намаз или пост, этот грех смывается только после возмещения поклонения и покаяния.
Ко второму виду относится, например, распитие алкоголя, и тому, кто совершил этот грех, Аллах смоет его, если он откажется от него, вознесет искреннее покаяние, раскается и твердо вознамерится больше не возвращаться к нему.
Все вышесказанное относится к тем случаям, в которых Всевышний Аллах не проявляет свою волю. Если же Аллах пожелает, Он смоет своим рабам любой грех, каким бы тяжким он ни был, кроме многобожия.
Следовательно, если человек совершает такие грехи, надеясь, что хадж смоет их, то ему не стоит опираться на вышеприведенный хадис и на то, что Аллах по своей воле смоет его грехи, ведь у него нет гарантии, что он окажется среди тех, кому Аллах по своей воле смоет все грехи.
Мухаммад СУЛТАНОВ, islamdag.ru