5 июля в Махачкале прошла пресс-конференция с участием председателя Совета по правам человека, советника президента Валерия Фадеева, Главы РД Сергея Меликова и муфтия республики Ахмад-Афанди Абдулаева. Они ответили на вопросы журналистов республиканских и федеральных СМИ. Представителей СМИ интересовали вопросы о последствиях терактов 23 июня, введении запрета на ношение никаба, совместной работе Дагестана и СПЧ, усилении просветительской работы в религиозных учреждениях и другие.
Советник Президента РФ Валерий Фадеев:
«Казалось, какое-то время назад, что антисемитизм – перевернутая страница в нашей истории. Я не могу сказать, что Россия была какой-то антисемитской страной, но за последние десятилетия эта тема вообще ушла из повестки дня, что отмечали еврейские организации. И вот теперь такие неприятные события на Кавказе. Здесь власти должны действовать в рамках закона, должна быть проведена разъяснительная работа, информационная политика. В мае в интервью я сказал, что вопрос о запрете никабов требует обсуждения. В первую очередь, с религиозными лидерами. Оно и происходит. Давайте обсуждать его честно.
Этот вопрос встретил довольно жесткое сопротивление, например, звучало, что: «Это выпад против мусульманского и культурного многообразия России». Но они знают, что никогда на территории России не носили никабы. Можете посмотреть в Интернете наряды народов России. Это факт. Какое многообразие имеет в виду автор тезиса? Оно не российское, извне принесенное. Россия выходит на новый уровень укрепления отношения со странами Ближнего Востока. Ну, так это в некоторых странах, не во всех, есть такая традиция. Мы не против их традиций, но у нас другие. Если мы не будем уважать собственные, нас никто не будет уважать. Сначала надо уважать себя».
На вопрос, не создаст ли это обсуждение новые очаги напряженности в обществе, Валерий Фадеев ответил: «Муфтий Дагестана Ахмад-Афанди Абдулаев был первым, кто определенно и ясно высказался по этому поводу. Я благодарен, что его позиция ясна и недвусмысленна. Приведу примеры поддержки. Муфтий Чечни Салах Межиев: «Когда они так закрываются от остальных, они начинают считать неверными тех, кто так не закрыт». Это очень важное мнение. Своих же начинают считать неверными, а это и есть радикализм. Муфтий Волгоградской области Бата Кифах Мохамад: «Это пришлая традиция. Закрыть лица стремятся, как правило, те, кто придерживается радикальных взглядов. Человек с закрытым лицом всегда будет вызывать подозрение». Мы все прекрасно помним, что было в конце 90-х годов, какая непростая была ситуация. Потребовалось огромное терпение всего народа России и Дагестана. Тогда именно дагестанский народ встал на защиту своей свободы. Конечно, сравнивать нынешнее положение дел и четверть века назад нельзя. Небо и земля! Тем не менее эта зараза не вытравлена. Остаются очаги радикализма и экстремизма, подпитываемые, в первую очередь, извне. И я считаю, что роль общества в таких вопросах велика. Без сильного общества не может быть сильного государства».
Глава РД Сергей Меликов:
«Мы находимся в постоянном контакте с Валерием Александровичем и то, что сегодня с нами находится советник Президента РФ, говорит о том, что Верховный Главнокомандующий проявляет озабоченность событиями, происходящими в Дагестане. Это говорит о том, что есть общая озабоченность ситуацией, и сегодня обсуждение давно уже вышло за рамки Дагестана.
Сегодня, с учетом того, что произошло в октябре прошлого года и страшного теракта 23 июня, мы вынуждены вновь к этой теме вернуться. Вопрос сегодня не только о никабах, о традиции или об одежде. Вопрос сегодня стоит о безопасности нашей страны. И те вещи, которые сегодня влияют на нее, к сожалению, у нас проявили себя несколькими событиями последних двух лет. Мы вынуждены обращать на это самое пристальное внимание.
Стабильность в обществе, которой мы добились в последние 10 лет, конечно, очень не нравится нашим прямым противникам. Но эти события не повлияют на те процессы, которые происходят в экономике и промышленности республики…»
Муфтий РД Ахмад-Афанди Абдулаев:
«Нам нужно здоровое общество и для этого, в первую очередь, нужна консолидация всех его слоев, в том числе, и журналистов. Мы все движемся в одном направлении. По поводу решения (имеется в виду вопрос о запрете ношения никабов. – Прим. ред.), конечно, есть много разных мнений, но для Москвы или других регионов это не столь важная тема, потому что там не носят никаб.
Вспомним, какой была критика в адрес законопроекта «О запрете ваххабитской и экстремистской деятельности на территории РД», но тогда Народное Собрание приняло этот закон.
Что касается самого никаба, то приведу один лишь пример из моей семьи. Мой дедушка родился в 1888 году. Семья была религиозной. С того времени столько режимов поменялось, столько всего произошло и до 1990-х годов я даже не знал, что такое никаб. У нас даже не обсуждалась такая тема. В Дагестане очень мудрое общество, и эта трагедия нас разбудила и сплотила. И дальше мы будем работать «за себя и за того парня». И решение это принято только оттого, что я переживаю за общество, за население республики. Мы будем всегда с нашим обществом».
Магомедрасул ОМАРОВ