Хадж – это один из столпов Ислама. Каждый верующий, имеющий возможность, обязан совершить хадж и умру хотя бы один раз в своей жизни. Однако по возможности совершать паломничество желательно многократно. Хадж был известен арабам и до Ислама. Со времен пророков Ибрахима и Исмаиля (мир им) они совершали хадж, и так продолжалось до появления Ислама. Этот хадж, конечно же, отличался от хаджа мусульман, но во многом был схож.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), который родился и жил в Мекке, до начала пророческой миссии и хиджры совершал обряды религии Ибрахима (мир ему), но при этом остерегался изменений и новшеств, внесенных в нее арабами.
Имам Аль-Куртуби в своем тафсире «Аль-Джами‘ ли-ахкам Аль-Куръан» об этом пишет следующее: «Совершение хаджа было общеизвестным обычаем среди арабов. Паломничество для них было еще и привлекательным событием, ибо оно включало в себя не только поклонения и богослужения, но торговлю и выгодные рынки.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал хадж и до того, как он был вменен в обязанность. Когда курейшиты стояли на Аль-Ма‘шар Аль-Хараме, говоря, что они жители Харама и не будут выходить за его пределы, он стоял на горе Арафат и не совершал ничего из того, что арабы внесли в религию Ибрахима (мир ему)».
Для мусульман же хадж стал обязательным на шестом году хиджры. После этого Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) совершил только один хадж – хадж аль-вада‘ (прощальный хадж).
Совершив этот хадж, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) исполнил столп Ислама и ответил на призыв пророка Ибрахима (мир ему). Другого хаджа Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) больше не совершал.
Имам Ибн Хаджар Аль-‘Аскаляни в своей книге «Фатх Аль-Бари» об этом пишет следующее: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) до хиджры совершал хадж несколько раз. Более того, у меня нет сомнений в том, что, находясь в Мекке, он ни разу не пропустил хадж, ибо курайшиты до Ислама совершали хадж каждый год.
Не совершал хадж только тот из курейшитов, который отсутствовал в Мекке в сезон хаджа или не мог совершить паломничество из-за слабости. Если даже не придерживающиеся истинной религии курейшиты старались каждый год совершить хадж и считали это делом чести, как можно даже подумать, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не совершал его?
В хадисе, который передается от Джубайра ибн Мут‘има (да будет доволен им Аллах), сообщается, что он видел Пророка (мир ему и благословение Аллаха) стоящим на горе Арафат во времена джахилии».
Что касается количества малых хаджов (умра), которые совершил Пророк (мир ему и благословение Аллаха), то их было четыре. От ‘Абдуллаха Ибн ‘Умара (да будет доволен ими обоими Аллах) передается: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершил четыре ‘умры. Это ‘умра в год Худайбии, ‘умра возмещения, ‘умра из Джи‘раны и ‘умра, которую Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершил вместе с прощальным хаджем». (Имам Ахмад, 2954; Абу Давуд, 1993; Ибн Маджах, 3003; Тирмизи, 816)
Также от Анаса (да будет доволен им Аллах) передается: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) совершил четыре ‘умры, причем все, кроме той, что была совершена вместе с прощальным хаджем, он совершил в месяце зуль-ка‘да: это ‘умра во время событий Худайбии в месяце зуль-ка‘да, ‘умра возмещения в следующем году в месяце зуль-ка‘да, ‘умра от аль-Джи‘раны, где Пророк (мир ему и благословение Аллаха) делил добычу Хунайна в зуль-ка‘де, и ‘умра, которую он совершил вместе с хаджем». (Бухари, 4148; Муслим, 1253)
Имам Ан-Навави в своей книге «Аль-Минхадж Шарх Сахих Муслим ибн Аль-Хаджадж», комментируя этот хадис, пишет следующее: «Ученые сказали, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал умру в месяце зуль-ка‘да, ибо умра, совершенная в это время, имеет особое достоинство. Также в этом было желание пойти наперекор обычаям времен джахилии. В доисламскую эпоху совершение умры в это время считалось одним из самых скверных грехов.
И Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершил умру именно в этот месяц, чтобы более доходчиво разъяснить его дозволенность в это время и отменить те обычаи, которые практиковались во времена джахилии.
Что касается слов Анаса, согласно которым Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершил только один хадж, то они подразумевают, что он совершил после хиджры только один хадж и это был прощальный хадж (хадж аль-вада‘), который он совершил в десятом году по хиджре».
В итоге получается, что первая Худайбийская умра была совершена в 6 году по хиджре, после Худайбийского мирного договора. В тот год мекканские племена объединились и выступили против мусульман, которые направлялись в Мекку с намерением совершить умру.
Мекканские язычники на этот раз заключили с ними перемирие. И это стало большой победой мусульман, благодаря которой Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники (да будет доволен ими всеми Аллах) совершили свое первое паломничество – умру.
Вторая умра – возмещающая – состоялась на следующий год по хиджре. Следующую, третью умру – из Джи‘раны – Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершил в 8 году по хиджре после возвращения с битвы Хунайн.
Четвертая умра Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) была совершена в 10 году хиджры вместе с прощальным хаджем. В этом же году Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершил паломничество, которое стало известно как «хадж аль-вада‘» – прощальный хадж.
Муслим АБДУЛАЕВ, islamdag.ru