Прошло 25 лет с того времени, как в Дагестан вторглась международная банда, возглавляемая Шамилем Басаевым и Хаттабом. 7 августа 1999 года Ботлихский район принял удар хорошо подготовленных, вооруженных до зубов экстремистов и выстоял…
МНОГО ДОСТОЙНЫХ ЛЮДЕЙ
В этом сражении, можно сказать, принял участие весь Дагестан. Народ республики, несмотря на неожиданность наступления боевиков, быстро мобилизовался. В Махачкале собрали отряд ополченцев Интербригады, афганское подразделение которой возглавил Магомед Хадулаев – председатель ДРО «Российский союз ветеранов Афганистана». Он – непосредственный участник тех событий, в настоящее время является помощником руководителя АГиП РД – рассказал «МИ», как это было.
– Я не задавался вопросом, должен ли я туда ехать, – говорит он, отвечая на вопрос, как принимал решение. – А где еще я должен был быть? Времени на долгие раздумья не оставалось. Не дожидаясь прибытия федеральных сил, мы решили создать свой отряд и ехать на помощь нашим землякам. Руководитель республики – сильный волевой человек Магомедали Магомедович руководитель города Саид Джапарович, начальник УФСБ по РД Гамзат Магомедович – делали все возможное на тот момент. На встречах с ними я поднимал самый главный вопрос: нужно оружие, чтобы ополченцы смогли дать достойный отпор. Мы понимали, с кем имеем дело.
Он вспоминает, как простые махачкалинцы звонили ему, хотели ехать в составе Интербригады. Магомед Хадулаев признается, не мог отказать, потому что люди, охваченные всеобщим порывом дать отпор экстремистам, были настроены воевать. «Народ наш активно откликнулся. Народ поднялся, можно так сказать. Общими усилиями удалось набрать оружие, и в составе более 400 человек ополченцы прибыли на место. В Интербригаде были и те, кто прошел Афганистан, и рядовые махачкалинцы», – комментирует он.
Он с большим воодушевлением вспоминает, как в те дни простые махачкалинцы были готовы защищать Родину: «Многие рвались на передовую. Кто хотел поехать, тот был с нами. Конечно, ситуация была не стандартной. Мы понимали, что едем на войну, и каждый, кто ехал, понимал, что на войне без потерь не бывает. Конечно, мне хотелось на тот момент, чтобы с нами было больше подготовленных ребят, которые воевали в Афганистане и были в спецподразделениях. Но среди тех, кто поехал, было много достойных людей. Среди них Нурамагомед Шанавазов, Магомедрасул Гасанов…».
В Ботлих бригада прибыла в ночь с 11 на 12 августа. Обстановка была напряженной, повсюду звуки стрельбы. Несмотря на позднее время суток, никто в селе не спал. «Ожесточенные бои шли в Годобери. Люди из близлежащих сел находились в Ботлихе. Решался вопрос, куда разместить женщин, стариков, детей. Людей вывозили на равнину, размещали в лагерях, гостиницах», – рассказывает он. Трудное было время. Простые сельчане бросили дома, имущество, уходя от международной банды. Какое у них было состояние? На этот вопрос Хадулаев отвечает с нажимом: «Каким оно может быть, когда к людям – простым труженикам – в село пришли вооруженные боевики? Да, на местах работники милиции пытались организовать самооборону, но силы были неравны. Когда мы приехали, люди почувствовали, что у них есть поддержка, это придало им уверенности. Нельзя не вспомнить Саида Джапаровича, который участвовал в создании бригады. Более 400 человек приехало из Махачкалы – причем не ОМОН, не спецподразделение, а народ, то есть жители Ботлихского района понимали, что они не брошены в этой ситуации, и простые люди встанут с ними плечом к плечу отстаивать нашу землю. Мы распределились по позициям, перекрыли дороги, наша задача была не допустить распространение боевиков вглубь».
Невозможно не отметить и тот факт, что афганцы, находившиеся в составе Интребригады, стали настоящей силой дагестанского ополчения. События в Афганистане закончились в 1989 году, многие еще были в живых и могли отразить нападение боевиков, имея навыки ведения боя. К сожалению, до 25 годовщины разгрома международной банды экстремистов дожили не все участники тех событий.
Интербригада покинула Ботлих с приходом федеральных сил. Магомед Хадулаев вспоминает, как район посетил Владимир Владимирович Путин в качестве председателя Правительства РФ: «Сам факт того, что Владимир Путин прилетел на территорию, где все еще было неспокойно, говорит о том, что Россия стоит за нас». «Мы с вами не имеем права позволить ни секунды слабости себе. Ни секунды», – заявил в 1999-м Путин. «А мы показали всем, что наш народ очень сплоченный и под натиском террористов готов стоять до последнего. Речь идет обо всех народах Дагестана. Аварцы, даргинцы, лакцы, кумыки, табасаранцы, агулы, таты, цахуры… Из других регионов России приезжали афганцы, спрашивали меня, чем они могут помочь. И в этом чувствовалась наша сила», – передает Хадулаев общий эмоциональный порыв, каким были охвачены ополченцы в те дни.
ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СВОЮ ИСТОРИЮ
Недавние трагические события, произошедшие 23 июня, врезались ему в сердце. Ведь еще свежа память о героизме дагестанцев, вставших стеной на пути боевиков, отстоявших свою землю и целостность России. Хадулаев уверен в том, что эти события не должны повториться. Для этого нужно, чтобы новые поколения дагестанцев хорошо знали историю, это убережет их от ошибок прошлого. «Мы должны рассказывать молодым дагестанцам об исторических событиях. Вспоминаются слова – если ты не знаешь свою историю, у тебя нет будущего», – отмечает он. Да, сегодня светит солнце, и младшее поколение увлеченно ищет в своих гаджетах новых героев. Но те ли это герои, которые готовы были отдать свою жизнь за Родину – храбрые мужественные жители республики?
Обеспокоенный тем, что люди забывают события недавнего прошлого, он бывает в разных районах республики, проводит беседы со школьниками, на которых рассказывает о значимых событиях в истории Дагестана, о любви к Родине. Недавно Магомед Хадулаев побывал в Ботлихе в составе делегации, куда вошли министр по нацполитике РД, председатель Союза женщин Дагестана, представители других организаций. На встрече присутствовал актив района. Вспоминали события 25-летней давности, говорили о том, что надо помнить свою историю, о том, что республика в составе светского государства, и о тех попытках недоброжелателей, которые извне стараются раскачать обстановку в республике. Но, отмечает Хадулаев, в нынешних условиях нельзя допустить резких уклонов в одну либо другую сторону – это провоцирует напряжение. И каждый должен понимать, что государство формируют представители разных профессий, значимых для развития полноценного общества – учитель, врач, строитель, землепашец, военный.
– На сегодняшний день знание истории Дагестана у подрастающих поколений очень слабое, именно поэтому молодых людей так легко позвать на сомнительные мероприятия. Им сказали, что в хасавюртовской гостинице – еврей или позвали в аэропорт и сказали – вон там еврей, и они побежали туда. Вопрос, куда и зачем, что ты хочешь сделать? Неужели ты тот самый человек, который должен решать, кому жить, а кому нет? Это функционал Всевышнего. Но некоторые «телефонные эксперты» начинают разжигать темы, и мы все понимаем, что конечная точка поражения – это мозг каждого отдельно взятого человека. Почему так происходит? Потому что нет должного обучения истории в школе. Каждый должен знать имя своего прапрадеда. Люди не знают историю своего города, села, своей страны. Не знают, что такое Сталинград и Курская битва. Не знают, кем был разбит Надыршах и где. Только немногие знают, что это было у нас в Дагестане в Гунибском районе, на пересечении семи ущелий. Опять-таки, весь народ Дагестана принял участие в той битве, а не отдельно взятая нация. Почему об этом не говорят, почему не рассказывают те примеры из истории, когда наш народ объединялся и наносил сокрушительный удар захватчикам? Не было бы победы в Ботлихе, если бы многонациональная республика не откликнулась и не встала стеной перед экстремистами. История знает немало примеров, когда многонациональный Дагестан собирался в кулак. Параллель очевидна – и тогда наш народ объединился, и сейчас, как и 25 лет назад, дагестанцы встали все вместе на защиту родины. Если бы дети посетили хотя бы один раз мемориал в Гунибском районе, где был разбит Надыршах, они бы имели представление о том, что происходило в прошлом. В прежние времена нас, школьников, возили по местам исторических событий, – поясняет он.
Рассуждая о событиях 25-летней давности, Хадулаев задается вопросом: почему 23 июня в Дагестане случилась трагедия: «Так произошло, потому что отдельные люди посчитали, что они вправе зайти в церковь и убить священника. Как можно зайти в святой дом и окропить его кровью? У них не было учителей, которые объяснили бы им настоящие истины жизни еще на берегу детства…»
После августовских событий в Ботлихе, в начале сентября, террористы вошли в Новолакский район, было принято решение создать роту. И вновь ополченцы собирались ехать по первому приказу туда, куда скажут – для этого они прошли подготовку, им выдали оружие и обмундирование. Но выезд ополченцев в Новолакский район отменили, обстановку удалась взять под контроль. «Тогда мы сделали все от нас зависящее», – отмечает Хадулаев. Действительно, эти события 25-летней давности показали международным экстремистам, что дагестанцы готовы защищать свою малую Родину и отстаивать границы великой страны, частью которой является республика.
Лариса ДИБИРОВА